26 декабря театр «Свободное пространство» отметит круглую дату – 40 лет. Юбилей – замечательный повод поговорить о любимом театре и вспомнить о его истоках.
26 декабря 1976 года в городе Орле был основан Орловский ТЮЗ, который открылся сказкой Льва Устинова «Недотрога» в постановке Кирилла Филинова. Основателем театра и главным режиссером в течение восьми лет был Юрий Семенович Копылов, который вместе с художником Станиславом Шавловским и группой актеровединомышленников из Красноярска сделали Орловский ТЮЗ конца 1970х – начала 1980х годов одним из самых заметных явлений театральной жизни страны.
Вспоминает Владимир Ермаков, писатель, поэт и публицист:
– Режиссер Юрий Копылов и сценограф Станислав Шавловский, отцыоснователи Орловского театра юного зрителя, а также примкнувший к ним режиссер Борис Цейтлин сплотили группу актеров в труппу артистов. Взошедшие звезды – Елена Успенская и Жанна Хрулева, Аркадий Поляк и Виктор Запорожский, Елена Крайняя и Владимир Кушнарев – стали иконами нового молодежного стиля. Так началось… как сказал бы Юрий Копылов, мэтр и мотор театра, – сквозное действие. «Жестокость» по Нилину и «Педагогическая поэма» по Макаренко, «Двенадцатая ночь» по Шекспиру и «Неистовый гасконец» по Дюма, «Алые паруса» по Грину и «Стеклянный зверинец» по Уильямсу…
Юрий Копылов, народный артист России, лауреат Международной премии К.С. Станиславского и Госпремии России:
– Театр – это живой организм. Здесь все, как в человеческой жизни. Он развивается по нарастающей, поднимается и вдруг на высоте – получает от судьбы по морде, падает, мучается, сомневается. И самолюбие помогает опять подняться наверх… А актеры соединены судьбой в один клубок. Ради одной художественной идеи. И в какойто момент возникает высший всплеск театра в одном или нескольких спектаклях. А в момент падения планки удерживает инстинкт творческого самосохранения.
Всю свою жизнь я ставил одну сказку. Даже в комедиях искал трагическую природу того же Шекспира. Он же всетаки в один год создавал и «Двенадцатую ночь», и «Гамлета», исследуя природу человека и в комедиях, и в трагедиях. Мне ближе его трагическое мироощущение, когда человек попадает в ужасающую ситуацию и только там происходит его духовное рождение. Когда, как говорил Достоевский, битва между ангелом и дьяволом идет в сердце человека.
Второе дыхание Орловскому ТЮЗу подарил Александр Михайлов, занявший должность главного режиссера в 1987 году. В эпоху тотальной разрухи театр находит новую сферу интересов – внутренний мир молодого человека, вступающего в жестокий взрослый мир, и в 1990 году появляется новое название – «Свободное пространство».
– В 1987 году театр возглавил режиссер Александр Михайлов. Он начинает с рывка. Чтобы вернуть театру потерянную репутацию, Михайлов проводит своего рода шоковую терапию. В основе – ротация труппы, ревизия репертуара, рецепция метода, – вспоминает Владимир Ермаков. – Современный театр – это игра всерьез. Расчет был верен. Первая постановка в России булгаковской пьесы «Адам и Ева», может быть (или даже без этой оговорки), была лучшей среди всех последующих интерпретаций (премия за лучшую режиссуру; Киев, 1991). С этой постановкой связывается возрождение театра как творческого коллектива…
Подготовила Анна Дулевская