Кавалеру орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», кандидату технических наук Виктору Михайловичу Орлову 22 декабря исполнилось 85 лет.
Фамилия обязывает
В последнее время ему все чаще снится детство. Будто читает он, пятилетний, афишу кинотеатра, а к нему подходят соседи – пожилая бездетная пара политических ссыльных, так и оставшихся в Меликесе, небольшом городке в Ульяновской области. Они ведут его к себе домой, раскрывают книжный шкаф и предлагают: «Выбирай любую». Детских книжек у них нет, и Виктор тянет с полки самую толстую. Затем складно читает: «Карл Маркс. «Капитал».
– Быть тебе большим человеком, если начинаешь образование с этой книги, – шутливо предрекает мальчику сосед. – С такой фамилией иначе и нельзя! – весело вторит ему жена.
Отец тоже часто говорит о чести фамилии. Нельзя лишнюю тройку в школе получить или спустя рукава выполнять порученное дело; непочтительно относиться к старшим, неуважительно – к женщине. Сразу начинается: «Мы – Орловы, нам нельзя коекак. Ни в делах, ни с людьми».
Уроки отца
Эта отцовская щепетильность передалась и сыну. Чистоплотность в делах и отношениях отмечали все, кто в разные годы учился и работал рядом с Виктором Орловым. Сам же Михаил Степанович от природы был наделен и светлой головой, и золотыми руками. В школу ходил только год, больше в многодетной семье не имел возможности, но от единственного сына требовал серьезного отношения к образованию, с малолетства учил его отвечать за свои поступки.
Молитвами жены Михаил Орлов вернулся живым с двух войн – финской и Великой Отечественной. Воевал под Курском, до весны 1946 года участвовал в ликвидации бандеровцев на западе Украины, был тяжело ранен, удостоен двух боевых орденов. В год 25летия Победы приезжал на торжества в Орел, а потом вместе с сыном проехался по местам боев.
Единственный адрес
А 1 мая 1946 года семья Орловых встретила в Ташкенте: Михаил Степанович получил интересную работу на крупнейшем в СССР текстильном комбинате. От предприятия ценному кадру выделили в старой части города участок, и вскоре с помощью соседей и сослуживцев здесь вырос добротный дом. В него Виктор принес и аттестат зрелости, и диплом инженера.
Учился в политехническом институте легко – выручала прекрасная память, с первого курса получал повышенную стипендию. Все годы занимался спортом, выступал за институт по 11 видам, а в баскетбол играл за сборную республики.
Как лучший выпускник курса, получил право выбирать место будущей работы. В списке значились несколько столиц союзных республик, городамиллионники, крупные предприятия Ташкента. И гдето внизу – Орел. Отец так и сказал: «С нашей фамилией тебе подходит единственный адрес». Так в августе 1955 года на Орловском заводе им. Медведева появился молодой специалист.
Та заводская проходная…
В том году завод запустил два новых цеха, и сюда из разных вузов страны прислали более десятка выпускников. Виктор Орлов был принят технологом, а уже к новому году назначен начальником нового литейного цеха. Это при нем наладили выпуск кожевенного и обувного оборудования, улучшили условия труда, снизили технологические затраты. Его же машинами была оснащена и открывшаяся обувная фабрика «Ока».
Через семь лет Орлов пришел к директору Степану Колесану с просьбой об увольнении: цех работал, как часы, и ему стало скучно без новизны, трудностей. И они появились: вышел из кабинета главным металлургом завода. За десять лет спроектировал и провел реконструкцию литейного цеха, модернизировал и другие производственные участки. Когда была преодолена и эта высота, он сам определил себе новую: заочно окончил аспирантуру ВНИИ технологии машиностроения и стал первым на заводе кандидатом технических наук. А тут как раз подоспела еще одна трудность: его друг Лев Авдеев, с которым начинали в соседних цехах, до хрипоты спорили о прочитанном и до зари засиживались у костра с разговорами «за жизнь», стал директором завода и назначил Орлова главным инженером.
Там, где труднее
– Эти десять лет были самыми наполненными годами, – вспоминает Виктор Михайлович. – Я спал меньше четырех часов, но был абсолютно счастлив. Душа просила именно такого ритма: внедрение новых технологий в цехах, работа над диссертацией, регулярные поездки в институт, выезды за передовым опытом в крупные промышленные центры.
При главном инженере Орлове в литейном цехе внедрили автоматическую линию, а затем перевели выплавку чугуна в электропечи, что избавило город от ядовитого дыма – продукта горения коксового топлива.
Спортивный интерес к преодолениям был известен и партийным начальникам Орлова, которые в 1980 году назначили его генеральным директором ПО «Дормашина». Вот где его ждали трудности! Завод переживал не лучшие времена, и в министерстве проталкивали решение присоединить его к брянскому «Дормашу».
Чтобы отстоять автономность предприятия и интересы его семитысячного коллектива, Орлов пообещал министру в рекордные сроки запустить в производство новый грейдер.
Собрал тех, кто ему поверил, и за три месяца рабочая группа подготовила все необходимое для запуска пяти пилотных машин. А летом 1982 года на одном из московских полигонов состоялось их испытание. Первыми к финишу пришли орловские и американские машины, оставив позади грейдеры из Канады и Японии. Орлов сразу же получил крупный заказ из Тайланда, где машины прекрасно зарекомендовали себя на горных разработках. Серийное производство грейдера ДЗ122 вывело предприятие на мировой рынок, позволило решить немало социальных вопросов.
– Мы сразу поняли, что на завод пришел очень грамотный инженер и зрелый руководитель, – вспоминает бывший мастер литейного цеха ПО «Дормашина» Павел Степанов. – Он был очень внимателен к людям: помогал решать квартирные проблемы, заботился об улучшении условий труда, о нашем отдыхе. Орлов – человек слова и за это его очень уважали.
Как уважали позднее и в должности ректора Орловского филиала Всероссийского заочного машиностроительного института, как уважают сегодня давние друзья и члены семьи – жена, сын, внучка, правнучка.
Отойдя от производственных дел, он не устранился от общественной жизни: несколько раз избирался депутатом районного, городского и областного уровней, долгие годы был активным членом ветеранской организации. Еще недавно его можно было видеть с мячом на баскетбольной площадке. И всегда много читал. Теперь у него на любимое занятие времени достаточно…
Валентина Новошинская