Он всю жизнь был верен одной профессии и одной женщине
26 декабря супруги Антонина Даниловна и Александр Иванович Кленины отметили золотую свадьбу.
Влюбился в голос
Даже спустя полвека в девушке с толстой косой на фотографии без труда можно признать хозяйку дома. Такой она была после выпускного бала, когда приехала на каникулы в село Козинка Залегощенского района, на малую родину своего отца. Здесь он похоронен в ноябре 1941 года, расстрелянный фашистами. Мама утверждала, что сильным красивым голосом Тоня в него. Такой ее впервые и увидел Саша.
– Я тут же влюбился в ее голос, а когда она улыбнулась и засмеялась, понял, что другой девушки в моей жизни быть не может, – нежно смотрит на жену Александр Иванович.
Как же удивилась Тоня Кленина, когда в обмен на свой орловский адрес получила его московский с той же, что у нее, фамилией. Впрочем, можно было бы и не удивляться: отцы у них односельчане, а в Козинке что ни дом, то Кленины – все друг другу кум, сват или брат. К обоюдной радости оказалось, что они только однофамильцы.
Фестиваль
Объяснились и разъехались: он в Москву, она в Орел. Тоня устроилась на завод «Малютка», успевала петь и в хоре профсоюзов, с которым летом 1957 года поехала на Московский международный фестиваль молодежи и студентов. Выступление орловцев было замечено, руководителю хора предложили рекомендовать в штат Государственного народного хора им. Пятницкого самую перспективную певицу. Тоня прошла огромный отбор и была зачислена во вспомогательный состав. За полгода успела выступить на нескольких московских площадках вместе с Людмилой Зыкиной… Но вернулась в Орел – хотелось более конкретной работы. А пение оставила для души.
В 1966 году Кленины поженились. К тому времени Александр успел без отрыва от производства окончить вечернее отделение МАИ и уже работал в группе главного конструктора систем автономного управления ракетными и ракетнокосмическими комплексами дважды Героя Социалистического труда Николая Пилюгина.
«Фарш» для лунохода
– На авиационный завод им. Лавочкина, базовое предприятие МАИ, меня привел отец, – вспоминает Александр Иванович. – Начинал я слесарем, потом освоил профессии токаря, электрика, а когда получил диплом инженера, меня пригласили в КБ. С годами стал старшим и ведущим инженером проекта, последняя запись в трудовой книжке – референт группы. К нам привозили полые корпуса, а мы «фаршировали» их новейшей электроникой, которую здесь и создавали.
На заводе в Химках Александр Иванович проработал 40 лет, начиная с 1960 года. Люди его поколения помнят, какое это было время: полеты человека в космос, запуск летательных аппаратов к Венере, на Марс, Луну. Группа Пилюгина имела к этим событиям самое прямое отношение. Кленин часто ездил на космодромы Плесецк и Байконур, вместе с космонавтами проводил испытания новых аппаратов. Некоторые приборы сам изготавливал, устанавливал и лично испытывал, был автором инструкций по их эксплуатации. Много общался по работе с Юрием Гагариным, Павлом Поповичем, Валентиной Терешковой – в альбоме хранятся фотографии с их автографами.
Засекреченная
Довелось поработать «на космос» и Антонине Даниловне. Между рождением двух сыновей она окончила вечернее отделение Московского государственного электротехнического института и трудилась контролером на заводе «Компонент», где разрабатывались высокие технологии в области космической микроэлектронной аппаратуры, внедрялись в эксплуатацию средства связи УКВ, КВ, СВЧдиапазонов. Муж называл ее «моя засекреченная», потому что никто не знал, чем конкретно она занимается – ни родственники, ни знакомые. А она, например, приложила руку к аппарату связи для первого прямого разговора советского генсека с американским президентом.
– Нам очень хорошо жилось в Зеленограде, – вспоминает хозяйка дома. – Была прекрасная квартира, рядом работа, садик, школа, Алик за 40 минут доезжал до Химок. Но изза влажного климата часто болел младший сын, и врач рекомендовал переехать в Москву. В столице Алику предлагали очень хорошую работу, но он не изменил своему заводу и своим «аппаратам».
Каприз Жириновского
А Тоню приняли администратором гостиницы «Россия».
Более 20 лет была хозяйкой девятого этажа гостиницы: 72 номера, большой штат горничных. Новая работа дала возможность познакомиться с десятками людей «из телевизора». Были даже дуэты с Кобзоном и Ларисой Долиной – большими любителями народных песен. Она сервировала чайный стол Руслану Аушеву, который наезжал в Москву, не раз пела здравицу Владимиру Вольфовичу.
– Много лет подряд в свой день рождения – 25 апреля – Жириновский снимал один и тот же номер, заказывал в него ящики спиртного и угощал всех, кто проходил по этажу. А меня просил петь, – вспоминает то время Антонина Даниловна.
Яблоки для защитников
Ей привелось быть и свидетелем августовского путча 1991 года. С девятого этажа хорошо была видна площадь перед Белым домом, куда пригнали десятки грузовиков, автобусов, подъемный кран. Москвичи притащили ветки, доски, бревна, жгли костры, запасались камнями.
– 21 августа родился мой старший внук Павел, и я очень боялась повторения истории: мама родила меня 3 октября под гул немецких танков, входивших в Орел. Мы в то лето привезли из Козинок много яблок, и я все дни носила защитникам Белого дома «привет из Орла». Там много было людей, приносивших защитникам продукты: даже иностранные корреспонденты – в одной руке фотоаппарат, в другой – пакет с едой для танкистов.
Елка для любимой
Два года назад в результате сильнейшего стресса у нее одновременно случились инсульт и инфаркт. Три недели в больнице, а потом почти год постельный режим дома. Сыновей не стали беспокоить, московская жизнь суетная. Все хлопоты по уходу за женой Александр Иванович взял на себя. Обложился специальной литературой и поднял свою Тоню на ноги, вернул речь, восстановил память. А когда принес в дом пушистую елку, накрыл стол и помог жене надеть вечернее платье, она поняла, что теперь точно отметит с мужем золотую свадьбу. И впервые за долгие месяцы молчания запела…
Валентина Новошинская
Фото Виктора Дышленко