23 декабря состоялось официальное открытие модернизированной крышной котельной в многоквартирном доме по улице Льва Толстого, 2. Рядовое, в сущности, событие. Но только не для жильцов этой девятиэтажки.
После того, как в 2015 году их котлы ввиду полной изношенности не прошли экспертизу промышленной безопасности, крышную котельную закрыли. Хорошо еще, что отопительный период уже завершился. Но жители лишились отопления следующей зимой и горячей воды сразу. А так как котельная является общедомовым имуществом, замена оборудования легла на плечи собственников жилья.
И оказалась неподъемной в финансовом отношении. Управляющая компания не захотела возобновлять договор управления с проблемным домом. Жители оказались в безвыходном положении, некоторые даже поспешили продать квартиры. И всетаки выход был найден.
О том, как разрешили ситуацию, «Орловской городской» рассказал заместитель главы администрации Орла Роман Игнатушин, отвечающий за вопросы ЖКХ.
Изначально суть проблемы заключалась в том, что любая крышная котельная рано или поздно требует модернизации, замены установленного там оборудования. При этом крышная котельная так же, как крыша, стены и инженерные коммуникации, является общим имуществом собственников помещений этого многоквартирного дома.
Дома с крышными котельными в Орле стали строить с начала двухтысячных. Исходя из экономической целесообразности, застройщики принимали это решение там, где сложно было подвести линии центрального теплоснабжения. Сейчас срок эксплуатации оборудования, равный пятнадцати годам, подходит к концу. В частности, в доме на Льва Толстого, 2 Ростехнадзор запретил дальнейшую эксплуатацию котлов.
Понимая, как могут развиваться события, администрация задолго до закрытия котельной проводила в этом МКД общие собрания, разъясняла, насколько критичной может стать ситуация. Но ни управляющая компания, ни собственники этой проблемой своевременно не озадачились. И только после отключения горячей воды пришло понимание того, что вопрос необходимо решать.
Начался отопительный период 2016 года. Коекак из семи котлов удалось собрать два. Только для того, чтобы не сорвать отопительный период. Понятно, что людей оставлять наедине с проблемой было нельзя. Муниципальная управляющая компания МУП ЖРЭП (Заказчик) заключила с домом договор и организовала работы по реконструкции крышной котельной. Установили четыре котла большей мощности РСА. Котельная работает в автоматическим режиме, без обслуживающего персонала. Дом получает полноценное отопление и горячую воду.
Важно то, что впервые в нашем городе источником финансирования этих работ стали не только средства собственника, но и регионального Фонда капитального ремонта. Жители этого дома выбрали способ накопления средств на капитальный ремонт в виде специального счета, открытого в региональном Фонде капитального ремонта. Уполномоченный старший по дому заключил с фондом договор, была разработана проектносметная документация и организована работа по реконструкции котельной. Жильцы решили дополнительно привлечь собственные средства, потому что накоплений на счете было недостаточно (ведь сбор ведется только с 2014 года). В связи с этим пришлось выплачивать отчисления на капремонт не в минимальном размере, установленном субъектом Российской Федерации, а в большем, в соответствии с проектносметной документацией. В сжатые сроки (за полтора месяца) эти работы были выполнены, проведена замена котлов, насосных групп и другого оборудования, находящегося в котельной.
Это первый прецедент, когда по такой схеме, с использованием средств регионального оператора, проведены работы по модернизации крышной котельной. Учитывая, что в Орле 190 крышных котельных и сроки эксплуатации многих близки к завершению, жителям стоит заранее подготовиться к такой ситуации. Близок к завершению срок эксплуатации крышной котельной в доме на Льва Толстого, 2а. Не за горами – на Комсомольской, 104, на Пролетарской горе, 11, на Дарвина, 5. Казалось бы, эксплуатация закончится не завтра, но на реконструкцию котельной необходимы существенные деньги. Проблему невозможно решить одномоментно. И если озаботиться этим загодя, за дватри года, ежемесячные платежи не будут такими накладными.
Подобная проблема была и на Ливенской, 21. Здесь тоже провели замену котлов, но полностью за счет средств собственников. Работы проводило ЗАО «Теплоавтоматика». Фактически за свои средства они приобрели оборудование, провели монтаж. За выполненные работы выставили счет жильцам. Кстати, предоставив им рассрочку платежей.
Итак, даже если срок эксплуатации котлов заканчивается, к примеру, в 2022 году, озаботиться этим следует уже сегодня. Необходимо решение общего собрания собственников о замене оборудования, о разработке проектносметной документации и принципиальное решение о финансировании этих работ. Если есть специальный счет у регионального оператора, старший по дому заключает с ним договор. Определяются, сколько средств нужно на эти цели, каковы будут отчисления на капремонт. Это необходимо, чтобы платежи не стали разовыми, не оказались непомерной нагрузкой для жителей.
Изготовить проект, получить необходимые разрешения и согласования, найти организацию, которая будет выполнять эти работы, – это время. Оттягивая решение на последний момент, можно остаться зимой без тепла.
– Хотел бы с вашей помощью довести эту проблему до жителей, – сказал в завершение беседы Роман Игнатушин. – Пусть посмотрят на сроки эксплуатации своих крышных котельных и займутся решением этого вопроса как можно раньше.
Александр СЕМЕНОВ