Заслуженные врачи России представили стратегию медицины народного доверия
В конце 2016 года в Москве состоялась межрегиональная стратегическая проектная сессия Ассоциации заслуженных врачей РФ, куда входят и представители Орловской области. В работе сессии приняла участие главный врач городского родильного дома Людмила Тарасова, которая поделилась своими впечатлениями от состоявшегося разговора.
– Сессия проходила при поддержке Министерства здравоохранения РФ и Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО. В ней приняли участие около двухсот заслуженных врачей России не только из субъектов ЦФО, но и других регионов, депутаты Госдумы. За три рабочих дня мы рассмотрели десять проектных тем и разъехались с надеждой, что выработанные нами рекомендации будут услышаны и приняты как базовые для первых шагов по восстановлению доверия населения к сфере охраны здоровья.
– А что, Людмила Петровна, дефицит доверия очевиден и медикам?
– Да. За два последних десятилетия медицина утратила самое главное, что отличало ее от других профессий, – свое миссионерство. Сегодня в институтах дают много теоретических знаний, но в учебных планах нет курса, посвященного человеческому фактору. А благодаря возможностям платного обучения, в медицину проникли случайные люди, дискредитирующие суть профессии. Последствия этого были бы не столь плачевны, если бы мы не принизили роль наставничества, а в большинстве лечебных учреждений практически утратили его. Но медицина как раз та сфера, где искусство врачевания – именно искусство! – можно передавать только из рук в руки. Только живая преемственность лежит в основе всех врачебных школ. В свое время мы с гордостью говорили о своих наставниках «я его ученица», и не было большей похвалы, если слышали в свой адрес «видна школа такогото профессора». Сегодня же в практической медицине наставничество почти забыто. Причин тому немало. Коллеги на сессии называли и отсутствие материального стимулирования наставничества, и дефицит времени на него, и незаинтересованность опытного врача в подготовке преемника, и, в свою очередь, малого интереса молодого специалиста в постоянном кураторе. Наконец, ни в министерстве, ни в лечебных учреждениях нет четкого механизма действия института наставничества.
– Разве нужны распоряжения свыше, чтобы этот институт возобновил свою деятельность?
– В нынешних условиях – да, потому что только инициативой снизу сегодня трудно вернуть утраченное. Мы на сессии утвердили дорожную карту на десятилетие вперед, поэтапно расписав, в какой последовательности должна идти работа в центре и регионах. В перспективе должен быть внедрен образовательный стандарт наставничества, оно должно стать системой с четкой нормативноправовой базой, со школой наставничества, с сообществом наставников в рамках Ассоциации заслуженных врачей России. Наставничество должно возродиться как механизм повышения профессионального, нравственного и духовного уровня в медицинском сообществе. Место назойливой рекламы лекарств на ТВ нужно отдать программе «Наставник», а в дополнение к ней создать одноименные цифровой образовательный канал и электронный портал. Под эгидой нашей ассоциации в регионах при лечебнопрофилактических учреждениях нужно создавать советы наставников, в квалификационную категорию которых должна быть внесена пометка «Н» – «Наставник».
– Вы упомянули рекламу лекарств…
– Она сильно подрывает доверие населения к медицине. Безответственный к своему здоровью человек не обратится в районную поликлинику, потому что прежде чем назначить тот или иной препарат, доктор направит его на анализы. Зато ничего этого не будет делать провизор – он даст все, что пожелаешь, а еще порекомендует то, что дороже. К слову, на днях в очередной раз слушала рекламу якобы нового сердечного препарата за 100 рублей. Посмотрела по справочнику на состав, а это обыкновенный валидол, только под другим названием и в разы дороже. Купит наш пациент нечто похожее, быстро снимет боль, но при этом упустит сроки для серьезного лечения. А спустя несколько месяцев придет к врачу и с удивлением узнает, что болезнь приняла хронический характер, нужен курс лечения и совсем другие лекарства. Конечно же, он недоволен врачом, отнятым временем, и как только становится легче, забывает о назначениях, диете и режиме. Часто все это заканчивается вызовом скорой помощи и больничной койкой…
– Людмила Петровна, а каков, на ваш взгляд, идеальный пациент?
– Я имею дело только с женщинами, поэтому хочу видеть в них уравновешенных, требовательных к себе людей, ответственно относящихся к своему здоровью. Но таких, увы, мало. Именно по этой причине не становится больше здоровых молодых женщин. Уже к первым родам они нуждаются в серьезном лечении. Очень печально, но при всей нынешней информированности не уменьшается число абортов у впервые забеременевших женщин. Я обвиняю в этом раннюю половую близость, о которой впоследствии сожалеют все без исключения девушки. Но любопытство, увы, сильнее доводов врача. Я не могу считать ответственным человеком и беременную, которая даже накануне родов не расстается с сигаретой. На мое замечание следует «железный» аргумент: «Ребенок привык, отказ от курения может ему навредить». Это ей заявила подруга, тоже много лет курящая…
– Как вы, заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук, относитесь к тому, что медицину приравняли к сфере услуг?
– Это боль многих здравомыслящих врачей и руководителей учреждений. Сочетание «медицинские услуги», а не привычная «медицинская помощь» изменило не только отношение населения к сфере здравоохранения, но породило большие перемены и внутри сообщества. От человека, предоставляющего услугу, уже не требуется ни личного внимания, ни сердечности, ни сочувствия, без чего понятие «хороший врач» немыслимо. А нас в свое время учили пропускать каждого больного через свое сердце, обязывали знать о нем гораздо шире данных медицинской карты. Увы, сегодня этому не учат в профильных институтах и колледжах, не требуют и в коллективе.
В дополнение к этому российские телесериалы открыли двери больничных палат, операционных, реанимаций, родильных залов, и зрители стали сравнивать реальных врачей с киношными персонажами. А там положительный герой не только профессионал, он внимательный и терпеливый. Не похож участковый врач на доктора из любимого фильма – значит, он плохой. Это несоответствие реальной и придуманной жизни сильно вредит отношениям врача и пациента, лишает их доверия. И в этом плане нам, наставникам, тоже предстоит немало работы. Уже утвержден план проведения проектных сессий нашей ассоциации во всех федеральных округах. Надеюсь, дождемся изменения и в регионах…
Беседовала Валентина Новошинская