9 февраля в здании пожарно-спасательной части № 5 ФГКУ «Отряд федеральной противопожарной службы по Орловской области» прошло выездное расширенное заседание комитета по экономической политике Орловского областного Совета. Проблемным вопросом повестки дня стал ход построения государственной программы «Развитие системы комплексной безопасности в Орловской области».
Цели и задачи, а также этапы реализации этой государственной программы подробнейшим образом изложены в постановлении правительства Орловской области от 18 ноября 2016 года № 454, вступившем в силу с 1 января 2017 года.
В нее входят четыре подпрограммы, важнейшими из которых, несомненно, являются внедрение на территории региона единого номера «112», создание единой дежурнодиспетчерской службы (ЕДДС) для оповещения экстренных оперативных служб и аппаратнопрограммного комплекса (АПК) «Безопасный город».
Что такое АПК
Концепция АПК «Безопасный город» такова: это совокупность уже существующих и намеченных к реализации комплексов средств автоматизации и объектовых средств автоматизированных систем на местном уровне. Они используются для решения задач в сфере обеспечения защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также взаимодействующих с ними автоматизированных систем в рамках единой региональной информационнокоммуникационной инфраструктурной платформы.
Уровень общественной безопасности и безопасности среды обитания повысится за счет создания комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг и предупреждение возможных угроз, а также контроль за устранением последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений. Под ее управлением объединятся управляющие подсистемы различных организаций (дежурных, диспетчерских, муниципальных служб); будет обеспечено их оперативное взаимодействие в интересах муниципального образования.
Реализовать программу предстоит в течение 2017 – 2020 годов. Финансовые средства, согласно постановлению, должны составить 851,3 млн рублей. Здесь необходимо изложить два удручающих для региона обстоятельства. Первое – это федеральный, то есть обязательный к исполнению проект; второе – федеральные средства не предусмотрены, практически все деньги должны поступить из бюджета области. На реализацию одного лишь пилотного проекта, распространяющегося на три муниципальных образования – Орел, Ливны и Кромы, – необходимо 0,5 млрд рублей.
Что в наличии
Выяснилось, что единственным реальным вкладом в построение АПК на сегодняшний день стала установка в Орле 68 камер видеонаблюдения. Эту цифру в своих выступлениях на разные лады повторили представители сразу нескольких ведомств, ответственных за различные сегменты АПК «Безопасный город» – отдела безопасности, Департамента строительства, топливноэнергетического комплекса, жилищнокоммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства, ГУ МЧС России по Орловской области, отдела связи Центра информационных технологий, связи и защиты информации УМВД. Безусловно, этого ничтожно мало. Для увеличения числа видеокамер частичный выход можно найти в привлечении инвесторов, возможно заинтересующихся будущими отчислениями от штрафов за нарушения, которые будут фиксировать эти камеры. А также в подключении к единой системе тех средств видеофиксации, что установлены практически на каждом работающем объекте, в том числе коммерческом. Но, вопервых, нет гарантий, что все предприниматели согласятся на это, а вовторых, видеокамеры – далеко не главный элемент глобальной безопасности. Для полноценного функционирования АПК необходимо немыслимое количество датчиков на производствах, инженерных сетях, способных в автоматическом режиме выявлять утечки газа, воды, радиации и других вредных выбросов; аварийные и даже предаварийные ситуации на объектах ЖКХ. Данные с них должны поступать в ЕДДС для оперативного реагирования с целью предупреждения техногенных и иных чрезвычайных ситуаций.
Всему голова
Базовым элементом «Безопасного города» является объединение программно аппаратных средств для комплексной информатизации процессов Единой дежурнодиспетчерской службы (ЕДДС). Такой комплекс повышает уровень безопасности, комфорта проживания и эффективности управления городом. Это, по сути, голова сложного организма, знающая и координирующая движение «ног и рук». Объединяя обрывочную информацию от разрозненных систем мониторинга в цельную и динамичную картину, комплекс в режиме реального времени фиксирует события – от открытого люка или неубранной территории – до крупной техногенной аварии. И не только прогнозирует обстановку в городе, но подсказывает правильные решения, запуская алгоритмы реагирования с привлечением и координацией всех необходимых служб.
И тут возникает еще одна сложная и тонкая проблема. Если автоматизированной системой можно управлять из нашего единого центра, то с таким же успехом ей могут задать определенные параметры, только со знаком «минус», извне. Хакеры могут пустить систему в разнос, не предупредить, а, напротив, запустить чрезвычайную ситуацию. Так вот, программа защиты от несанкционированного проникновения в систему, по словам зампредседателя областного правительства по безопасности Виталия Утешева, может обойтись втрое дороже самого АПК «Безопасный город».
Безопасность – дело затратное
Но скупиться на нее – себе дороже. Между тем на заседании было заявлено, что в бюджете 2017 года финансирование АПК «Безопасный город» не предусмотрено вовсе. Депутаты пришли к выводу , что найти свободные деньги не представляется возможным, а глава комитета Сергей Потемкин констатировал: фактически программы нет, построить ее нереально. Во всяком случае формат АПК, предлагаемый ее основным куратором МЧС, – утопия. Впрочем, он же резюмировал следом, что денег нет, но делать надо.
Депутаты решили вернуться к вопросу о «Безопасном городе» через полгода.
P.S.
Судя по сообщениям из федерального центра, в других регионах дела не лучше. На межведомственной комиссии по внедрению АПК в Москве отмечалось, что «продолжается хаотичное внедрение отдельных систем (единый номер «112», комплексы оповещения, видеонаблюдения, фото и видеофиксации, ГЛОНАСС)». Было предложено стандартизировать расходы путем составления реестров рекомендуемого оборудования.
Александр СЕМЕНОВ