Почему первая попытка перевести расчеты оплаты за ОДН по нормативам вышла комом
На днях региональное управление жилищной инспекции обнародовало итоги своей работы за истекший год.
Как сообщалось, сотрудники надзорного ведомства выявили в этот период более 2000 нарушений. Проверки по поступившим от собственников заявлениям показали, что управляющими компаниями (УК) не соблюдаются правила технической эксплуатации и ремонта жилья, нормы и режимы обеспечения жителей коммунальными услугами. Кроме того, выявлено, что УК массово завышали тарифы на услуги ЖКХ, в связи с чем получили от сотрудников жилинспекции около 200 предписаний о перерасчетах. Наглядно проявилось это и в начале текущего года, когда платежи за общедомовые нужды «переехали» из коммунальных услуг в разряд жилищных и суммы оказались в дватри раза больше прежних расходов, хотя потребление ресурсов населением осталось практически на прежнем уровне.
Хотели как лучше…
А ведь накануне вступления в силу федерального закона, который перенес эту плату из жилищной услуги в коммунальную, эксперты в один голос уверяли: ничего не изменится – просто цифры из одной квитанции будут перенесены в другую. Что же произошло? Выяснилось, что управляющие компании при начислении платы за ОДН использовали предельные нормативы. Между тем, согласно правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ, размер оплаты, к примеру, электроэнергии, потребляемой при содержании общего имущества, не может превышать норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды, установленный органом государственной власти по состоянию на ноябрь минувшего года. Это означает, что УК должны были ограничить первоначальную плату за общедомовые нужды фактическими расходами дома. При этом она не должна была превысить норматив. Все просто. Стоит счетчик, фиксирующий расходы на ОДН по электроэнергии. Есть норматив. Если показания по приборам ниже установленного, жильцы платят по ним, если выше – тут и применяется тот самый норматив, а управляющая компания должна искать причину превышения – воровство или несанкционированное подключение. Новая система расчетов должна была заставить жилищнокоммунальные организации работать с людьми, искать причины потерь и способы их ликвидации. А вместо этого они просто переложили свои проблемы на жильцов.
Прибор не запрещается
И так оказалось не только в нашем регионе. В ситуацию пришлось вмешаться Минстрою РФ, который оперативно распространил свои разъяснения по этой теме. В соответствии с ними жильцы многоквартирных домов вновь получили возможность снизить расходы на свет, тепло и воду, которые идут на общедомовые нужды – например, освещение и мытье полов в подъездах. Как говорится в разъяснениях, установленные в регионах нормативы не запрещают собственникам платить за общедомовые нужды по приборам учета. И вновь подчеркнем: при этом плата за содержание общего имущества не может превышать размер норматива. Все расходы сверх этого должна взять на себя УК.
Такой порядок был подтвержден и на расширенном заседании комитета по строительству и жилищнокоммунальному хозяйству Орловского областного Совета. Отмечено, что размер расходов на оплату холодной, горячей воды, электро и теплоэнергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на ОДН в случае, когда расчет размера расходов осуществляется по показаниям общедомового прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен общедомовым прибором учета, оплата может быть осуществлена ниже норматива, исходя из фактического потребления объема коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления распределяется между собственниками пропорционально их доле в праве общей долевой собственности.
При первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в состав платы за содержание жилья, решение общего собрания собственников не требуется, в дальнейшем изменение формы оплаты должно происходить после собрания. В платежном документе за содержание жилья должен быть указан одной строкой размер платы с учетом включенных нормативов на общедомовые нужды по каждому виду ресурса.
Кому пожаловаться?
Буквально после скандала с январскими квитанциями в Жилищный кодекс внесены поправки, которыми Государственной жилищной инспекции даны полномочия по проверке законности установления нормативов, она также имеет право требовать их корректировки. До этого не было ни одного такого органа регулирования. Может, потому и вышло «как всегда»?
Кстати, управлением городского хозяйства и транспорта администрации Орла также подготовлены разъяснения, кому жаловаться на недобросовестную управляющую компанию. Ведь, согласно федеральному законодательству, по своей инициативе надзорные органы не вправе устроить внеплановую проверку – нужно соответствующее заявление собственников.
– Инициировать процедуру жилищного контроля, – говорится в прессрелизе городской администрации, – можно тремя способами: обратившись лично с соответствующим заявлением на бумажном носителе, направить документ по почте или направить письмо в электронном виде через портал «Госуслуги». Для последнего случая требуются особые пояснения.
Не все жители города в курсе нововведений в федеральном законодательстве и продолжают слать письма по «электронке». В этом случае специалисты управления связываются с заявителем и подсказывают наиболее удобный способ передачи документа.
Дело в том, что с 1 января текущего года вступили в силу изменения в Федеральном законе № 294, по которому жалоба в электронном виде может быть рассмотрена только при ее поступлении через сайт «ГИС ЖКХ». Другими словами, недостаточно прислать заявление по электронной почте в горадминистрацию или жилищную инспекцию. Для этого необходимо зарегистрироваться на портале «Госуслуги», войти в систему идентификации и аутентификации, после чего направить обращение с сайта «ГИС ЖКХ».
При наличии в многоквартирном доме муниципальной доли собственности по вопросам жилищного контроля следует обращаться в администрацию Орла (302000, г. Орел, Пролетарская гора, 1, тел. 762285).
При отсутствии муниципальной собственности по вопросам жилищного контроля следует обращаться в управление жилищной инспекции Орловской области (302006, г. Орел, ул. Московская, 159, тел. 540217).
Борис МУТАФ