Увеличивать или сокращать количество ярмарочных площадок? Где их размещать? И в каком направлении развивать дальше ярмарочную торговлю в областном центре?
Нужны новые площадки
Перспективы ярмарок выходного дня обсуждали участники совещания в Департаменте промышленности, связи и торговли Орловской области 9 марта.
– Мы хотим услышать предложения и пожелания бизнеса о том, как дальше развивать эту сферу. Увеличивать или сокращать количество площадок? Вводить арендную плату за торговлю и в каком размере? То есть нужно выработать совместное решение, в каком направлении дальше двигаться, чтобы сделать ярмарочную торговлю более цивилизованной, – заявил, открывая совещание, руководитель департамента Геннадий Парахин.
Выступавшие предприниматели были единодушны в том, что Орлу нужны новые ярмарочные площадки: город растет, появляются новые жилые микрорайоны. Ярмарки удобны и для покупателей, и для продавцов. Не всем товаропроизводителям из области удобно ехать, к примеру, в Северный район. А если площадок будет много, каждый будет размещаться там, где ему выгоднее и дешевле с точки зрения логистики.
Директор компании «Сабуровская крепость», выпускающей продукты питания, рассказал, что предприятие давно участвует в ярмарках выходного дня. Его качественная и недорогая продукция пользуется спросом у жителей города. Больше всего выручки предприятию приносила ярмарка на ул. Приборостроительной. Но после того, как ее перенесли на пл. Жукова, реализация продукции упала вдвое при том, что качество осталось прежним.
Директор «Сабуровской крепости» предложил место для организации новой ярмарочной площадки в Орле.
– По новой дороге на Раздольной есть площадка между ул. Бурова и Металлургов, которую можно использовать, надо только довести ее до ума и расширить. Это хорошая территория: удаленная от домов и близко расположенная к дороге, – сообщил он.
Что касается площадки в Северном районе на ул. Металлургов, она, по мнению предпринимателя, очень маленькая. Крупные товаропроизводители, которые приезжают на машинах, не могут туда попасть изза ограниченности территории. Планировалось перенести эту ярмарку на ул.Бурова к УВМ. «Туда наш покупатель не пойдет — это нежилой сектор. Кроме того, удаленность этой площадки большая», – считает предприниматель.
Торговые сети готовы сотрудничать
Товаропроизводители предлагают также договориться с крупными торговыми сетями, чтобы использовать их площадки под цивилизованную ярмарочную торговлю.
Геннадий Парахин подтвердил, что такой вариант власти уже прорабатывали с некоторыми сетями, в частности, с «Пятерочкой», «Европой» на ул. Металлургов.
Руководитель ассоциации «Орловское качество» Татьяна Куницына рассказала, что есть положительный опыт подобного сотрудничества с корпорацией «ГРИНН». Она предоставила свою площадку на ул. Михалицына для торговли орловской продукцией. Пока участников ярмарки там немного. Татьяна Куницы пригласила местных товаропроизводителей попробовать свои силы на этой площадке.
– Почему сети заинтересованы в сотрудничестве, в продвижении ярмарочной торговли? Люди идут покупать какието продукты на ярмарку. Но им нужны и другие товары, которые представлены в торговой сети В итоге получается взаимовыгодный симбиоз, – пояснил Геннадий Парахин.
Глава департамента рассказал о коммерческом предложении одной из крупных сетей построить торговую площадку для орловских товаропроизводителей. Второе предложение поступило от частного инвестора: собственник площадки в районе Лужков готов предоставить ее для организации ярмарки выходного дня. Там же, при необходимости, возможно создание мелкооптовой базы для орловских товаропроизводителей. Сейчас ведутся переговоры по этому вопросу. И власти склоняются к тому, что в таком большом районе как Лужки, нужна своя ярмарка выходного дня.
Сколько платить за место
Сейчас ярмарки выходного дня в Орле организованы на землях общего пользования. Город несет определенные затраты на их содержание, обустройство, уборку. Содержать в порядке придется и ярмарки на территориях торговых сетей. Средства на это планируется заложить в арендную плату для торгующих. По словам Геннадия Парахина, по аренде возможно разработать такую систему, которая позволит давать льготы орловским товаропроизводителям и обременять перекупщиков.
Предприниматели не против арендной платы при условии, что она будет разумной (на ярмарках торгует в основном мелкий бизнес) и не приведет к повышению цен для покупателей. Плата должна рассчитываться с учетом занимаемых квадратных метров и варьироваться в зависимости от категории торгующих.
Это предложение поддержала и глава ассоциации «Орловское качество».
– На ярмарках у нас и пожилые люди, которые торгуют собственной продукцией с дачных участков, и личные подсобные хозяйства, и коллективные хозяйства, и предприятия переработки. Мы должны учитывать интересы всех. Предоставив им возможность расширить рынок сбыта продукции на ярмарках, мы тем самым пополним бюджеты и города, и области, – отметила Татьяна Куницына.
А глава департамента заверил участников встречи, что власти не будут принимать жестких односторонних решений по арендной плате и обсудят этот вопрос с предпринимателями.
Крытые рынки зазывают производителей
Когдато торговля сельхозпродукцией была сосредоточена исключительно на рынках. Несколько лет назад, в соответствии с требованием законодательства, они стали крытыми и переформатировались в торговые центры. Сегодня большинство таких ТЦ стоят полупустыми и торгуют в основном промтоварами. В свое время рынки начали задирать арендную плату, но вскоре в Орле появились ярмарки выходного дня, куда переместился покупательский поток. На сегодняшний день владельцы крытых рынков с трудом покрывают расходы на их содержание, и по словам Геннадия Парахина, проявляют заинтересованность в сотрудничестве с местными сельхозпроизводителями и переработчиками. В частности, некоторые ТЦ готовы предложить льготную аренду, чуть ли не по 10 рублей в день, для владельцев личных подсобных хозяйств.
Готовы ли орловские товаропроизводители возвращаться на площадки рынков? Почему бы и нет, рассуждают предприниматели, которые заинтересованы в расширении рынков сбыта своей продукции. Весь вопрос в том, какой будет аренда, и потянет ли ее мелкий бизнес.
Людмила Федосова