19 апреля на комитете горсовета Орла решали, возможно ли вывести из кризиса муниципальные предприятия «Зеленстрой» и «ПАТП-1»
Уволить и продать
По словам начальника отдела УМИЗ Всеволода Синегубкина, на 20 марта долги «Зеленстроя» составили 32 млн 700 тысяч рублей. На все недвижимое имущество и часть техники наложен арест судебными приставами. План по выходу из данной ситуации рекомендуется следующий: сократить штат наполовину, это позволит сэкономить 900 тысяч рублей в месяц (сейчас ежемесячный фонд оплаты составляет 2 млн 600 тысяч рублей). Следующий пункт — изменить форму оплаты труда на сдельнопремиальную. Ожидается экономия в 300 тысяч рублей в месяц. Затем предлагается реализовать неиспользуемую технику — это порядка 12–15 единиц, прибыль от продажи предположительно составит 2 млн рублей. Некоторую технику — сдавать в аренду. Три магазина, два из которых находятся в центре Орла, нужно продать за 15 млн рублей.
– Магазины нерентабельны, они не загружены полностью собственной продукцией «Зеленстроя», – сообщил начальник отдела УМИЗ.
Суд грядет
При этом в плане есть пункт по изменению работы теплиц с внедрением новых культур, многоярусного и кассетного производства. И пункт по активизации отдела продаж по поиску новых клиентов, в том числе и в соседних регионах.
К июлю 2017 года все эти мероприятия предстоит завершить, что приведет к восстановлению платежеспособности предприятия. А 23 мая состоится очередное судебное заседание по иску о признании «Зеленстроя» банкротом, на котором, возможно, будет принято решение о введении процедуры наблюдения.
Тогда придется просить кредиторов пойти на мировое соглашение о рассрочке платежей.
Проверка покажет
Мэр Орла Василий Новиков сообщил, что в отношении «Зеленстроя» назначена проверка КСП. Он подчеркнул, что вопрос уже рассматривался и меры надо было принимать давно, а «Зеленстрой», конечно, хотелось бы сохранить.
Председатель комитета по ЖКХ Владимир Букалов заявил, что «Зеленстрой» держится на трех китах: коллективе, производственной базе и сети магазинов. А из плана по выводу из кризиса понятно, что по всем этим важным составляющим будет нанесен удар.
– Когда речь идет о продаже имущества, это уже безвозвратный шаг, – резюмировал Букалов.
К слову, в результате продажи имущества удастся погасить задолженность по зарплате и наполовину рассчитаться с оставшимися долгами.
Зарплаты нет
Вопрос о работе предприятия стоит особенно остро в преддверии майских праздников. Нынешний директор «Зеленстроя» Николай Рвачев заверил, что все необходимые работы ведутся и к праздничным мероприятиям будут установлены пять топиарных фигур и высажено 45 тысяч рассады цветов.
– Ситуация усугубляется тем, что судебные приставы ограничили возможность получения заработанных предприятием средств. Половину приходится отдавать по исполнительным листам, – пояснил Рвачев.
Сотрудники «Зеленстроя» не получают заработную плату с января этого года.
Депутаты задались вопросом, по каким причинам предприятие, которое долгие годы работало достаточно успешно, пришло к столь катастрофической ситуации.
Кто ответит за банкротство
Ответы было решено искать в отчете КСП, который должен быть готов в мае этого года. Кроме того, бывший директор предприятия, по мнению народных избранников, тоже должен высказать свою позицию. И если выяснится, что причиной стали его неверные управленческие решения, то бывший руководитель обязан понести ответственность.
Еще одним вариантом по спасению «Зеленстроя» может стать присоединение предприятия к МУП «Спецавтобаза». Такую идею предложил глава администрации Орла Андрей Усиков. Звучали и предложения о создании нового предприятия, которое будет выполнять ту же работу, но не будет обременено долгами и судебными разбирательствами.
При этом оказание финансовой помощи из бюджета не рассматривается, поскольку средств сейчас нет.
Словом, вопрос решено вынести на депутатские слушания после получения отчета КСП.
Продавать или обновлять
Похожая ситуация сложилась в МУП «ПАТП1». Общая задолженность предприятия на сегодня составляет 55,6 млн рублей. Все недвижимое имущество арестовано, штат сокращен до предела, дальше которого невозможно будет работать. Здесь рассматривается два варианта развития событий. Либо имущество частично продадут, расплатятся с долгами и передадут ПАТП1 в управление МУП «ТТП» в качестве механизированной колонны. Либо будет закуплено 75 новых автобусов и разработана новая сеть маршрутов.
Купить автобусы возможно в лизинг. Однако попытка это сделать встретила возражения антимонопольного ведомства. Сотрудники УФАС посчитали, что предоставление финансовых гарантий со стороны администрации Орла станет недопустимой преференцией ПАТП1, и полностью отклонили данный вариант.
Конечно, остается возможность заключить лизинговый контракт без обеспечения финансовых гарантий, но стоимость автобусов уже будет выше. Между тем только обновление парка автобусов может помочь предприятию развиваться и зарабатывать.
Существующий автопарк давно устарел, средний возраст машин — 25 лет. С 2012 по 2016 год было списано 44 старых автобуса, а куплено новых всего четыре.
Откуда долги
По словам Андрея Усикова, долги возникли далеко не вчера. История началась с того, что ПАТП1 подало на Минфин в суд иск с требованием возместить недополученные доходы и суд выиграло. В свою очередь Минфин обжаловал решение суда и отстоял свою точку зрения. В итоге ведомство выставило ПАТП1 счет на 17 млн рублей. Поэтому в последние пять лет предприятие тратило прибыль только на выплату долгов, зарплату и текущие расходы. О развитии и закупке нужного количества нового транспорта речи не шло. На сегодня из 340 автобусов, перевозящих пассажиров в Орле, только 20 принадлежат МУПу.
И снова у депутатов возник вопрос об ответственности бывшего руководителя и необходимости анализа управленческих решений.
Дальнейшая судьба предприятия определится на ближайшей сессии горсовета Орла.
Вероника Иконникова