На сей раз профессию я менял не по свой воле. Остался без работы. В орловских СМИ никаких вакансий не было и не предвиделось, поэтому работу искал ЛЮБУЮ. Оказалось, что человеку, который четверть века трудился журналистом (то есть практически ничего иного в этой жизни делать не умеет), трудоустроиться довольно сложно. И вот почти случайно узнал: в одном из орловских отделений связи (если попросту – «на почте») требуется почтальон.
Не знаю, какой «внутрикорпоративный» резонанс вызовет моя статья, поэтому номер почтового отделения называть не буду. Вдруг начальство сочтет материал преднамеренным «сливом» информации, и мои теперь уже бывшие коллеги «получат по шапке» за то, что «пригрели» у себя «засланного казачка»? А я не хочу, чтобы эти замечательные женщины имели неприятности. Ничего, кроме благодарности (и сочувствия), я к ним не испытываю.
«Обязательная программа»
Что знал я о работе почтальона, отправляясь «трудоустраиваться»? Да то же, что и все. Думаю, источники информации у всех одни и те же: мультики про деревню Простоквашино с вредным почтальоном Печкиным и стихотворение Маршака. Помните?
«Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне…».
Словом, я был уверен, что работа почтальона сводится к доставке почтовой корреспонденции по домам. Не тутто было!
Несмотря на то, что словосочетание «Почта России» для многих стало именем нарицательным, своего рода идиомой, символизирующей ненадежность и необязательность, в этой структуре действует множество нормативов и разработано множество механизмов, призванных обеспечить идеальный порядок прохождения и доставки всех видов корреспонденции и иных почтовых отправлений. Если «чтото» пришло из сортировочного центра в конкретное отделение связи, оно не просто «сваливается в кучу» и безропотно ждет своего часа в некой «лотерее», а регистрируется в компьютере и куче сопутствующих бумаг (накладные, извещения и т.п.), а затем судьба каждого конкретного поступления тщательно отслеживается при помощи специальных компьютерных программ.
Весь этот порядок в идеале позволяет с точностью до суток отслеживать прохождение всех почтовых отправлений и в случае пропажи одного из них четко определить, на каком именно этапе это произошло.
Первые четыре рабочих дня я втягивался именно в бумажную работу. «Мирному обывателю» трудно представить, какое количество бумаг почтальону необходимо заполнять каждый день, сколь разнообразны эти бумаги и сколько нюансов при этом приходится учитывать. Канцелярская работа, к которой относится не только оформление документов, но и сортировка всех «входящих» и «исходящих», занимает по несколько часов каждый день.
С утренней порцией «канцелярии» удается покончить в лучшем случае к полудню (чаще – позже). И лишь затем набиваем сумки почтой и – вперед, на свой участок. Обход всех «своих» адресов обычно занимает часа два с половинойтри, в зависимости от количества почтовой корреспонденции. Если в километрах… Участки, закрепленные за каждым почтальоном, примерно одинаковы по количеству адресов, но разнятся по плотности застройки, поэтому разным почтальонам приходится топать поразному. По примерным прикидкам, один обход моего участка ограничивался скромными четырьмя километрами. Если учесть, что частенько приходилось оббегать участок дважды в день (о причинах – ниже), выходило восемь км.
Но и это не конец работы, потому что после обхода участка нужно снова оформить кучу бумаг – закрыть накладные текущего дня.
Думаете, на этом все? Не угадали!
Дело в том, что работать этим семижильным женщинам почти все время приходится «за себя и за того парня». Весьма обширная территория, которую обслуживает каждое отделение связи, разбита на участки. На каждом участке паратройка десятков жилых домов и учреждений (на моем наличествовало шесть административных зданий, 18 многоэтажек и 40 домов частного сектора). Каждый участок закреплен за одним почтальоном.
Так вот, если один из почтальонов увольняется, уходит в очередной отпуск или оказывается на больничном, все виды работ по его участку раскидываются между другими почтальонами.
Лучшее – враг хорошего
Мне «повезло». Не успел я приступить к самостоятельной работе, как в нашем отделении начали тотальную смену программного обеспечения всех компьютеров. Как я уже писал, почти все почтовые отправления регистрируются в специальной программе, позволяющей вести строгую отчетность. Так вот, комуто в верхах пришло в голову заменить старую (прекрасно зарекомендовавшую себя) программу на новую. В Орле этот процесс идет уже около года, почтовые отделения по очереди переходят на новое ПО. Дошла очередь и до нашего.
Надо сказать, что новая программа ОЧЕНЬ сильно отличается от старой. Вы думаете, женщин из отдела доставки и операторов основного зала предварительно вызывали на какието курсы, обучали чемуто? Ничуть не бывало! ПО было переустановлено за день, и – нате, работайте, обучайтесь на ходу! Это можно сравнить даже не с классическим методом обучения плаванью – когда человека бросают на глубину из лодки: мол, захочешь жить – поплывешь. Скорее, с попыткой научить его водить машину, впервые посадив за руль в центре города в час пик и оставив в автомобиле одного.
Ладно, коекак, через слезы и матюки, справились, освоились. Но, освоившись, поняли, что новая программа намного хуже старой! Она гораздо менее удобная, гораздо менее гибкая, лишена многих необходимых функций и т.д, и т.п. Более того, в результате всем прибавилось бумажной писанины – и операторам, и почтальонам.
Не рискну утверждать, что появление новой программы – это результат отмывания денег в федеральном центре (никакой необходимости в новом ПО не было, а ведь его разработка и внедрение стоит огромных затрат!). Но совершенно очевидно одно: эту программу разрабатывали (и принимали как результат заказа) люди, не имеющие ни малейшего представления о работе в почтовых отделениях.
Зарплата
Седьмого марта этого года на заседании регионального правительства обсуждалась ситуация о заработной плате сотрудников Орловского филиала ФГУП «Почта России», точнее тех, кто работает «на земле» – почтальонов и операторов отделений связи. Губернатор Вадим Потомский, услышав размер реального жалованья почтовых работников, ужаснулся и порекомендовал повысить зарплату. Порекомендовать – это все, что он может сделать, поскольку свои деньги работники «Почты России» получают не из областного, а из федерального бюджета.
А пока ситуация такова. По словам Ильи Кравцова (на тот момент и. о. директора Управления федеральной почтовой связи Орловской области), по чистой величине средней зарплаты орловский филиал ФГУП «Почта России» занимает последнее место в Центральном федеральном округе.
При этом в разных почтовых отделениях зарплаты неодинаковы. Например, многие сельские почтальоны (можете представить условия их труда) получают по … три тысячи рублей в месяц.
Мне довелось работать в отделении, где по орловским меркам зарплата почтальона довольно высокая: 9,5 тысяч в месяц.
Никакая переработка в зачет не идет. Ты можешь работать по 13 часов в день, никто за это доплачивать не станет.
Продолжение следует.
Константин АНДРЕЕВ