В минувшую пятницу в малом зале администрации города состоялся круглый стол «Градостроительный эксперимент в Орле: итоги и прогнозы» с участием представителей городской и областной власти, застройщиков, градозащитников, экспертного сообщества. Для участия в нем в Орел специально приехала даже депутат Госдумы Ольга Германова. Организацию разговора взяла на себя редактор «МК в Орле» известный журналист Елена Годлевская.
Это была попытка проанализировать ситуацию, сложившуюся в Орле в связи с передачей основной части полномочий в сфере градостроительства с муниципального на областной уровень. Собравшиеся также поговорили о причинах точечной застройки, проблемах действующих сейчас ПЗЗ, последних новациях законодательства в сфере защиты культурноисторического наследия. И о новом Генплане, который предопределит перспективы развития и застройки города на ближайшие десятилетия.
Хочется думать, что очередной разговор на эту животрепещущую тему хотя бы на шаг приблизил собравшихся к выработке единой линии в вопросах градостроительства.
Которой пока нет.
У каждого «болит» свое
Разговор начался с дискуссии о ситуации в строительной сфере, оказавшейся живой и даже позитивной. Профессионалы обсудили вопросы «возвращения в нормальное русло» сроков получения разрешений на строительство после того, как «прошел шок» от передачи полномочий в «область», заверили в осознанном уменьшении темпов строительства жилья изза снижения покупательского спроса на новые квартиры и обозначили и без того высокие показатели обеспеченности орловцев жильем –
24 кв. метра на человека, третье место в ЦФО.
Но «пользователей» города не трогают цифры и взаимоотношения чиновников и застройщиков. У жителей другие заботы.
Особенно ярко это проявилось во время недавних публичных слушаний по переносу красных линий на участке по ул. Р. Люксембург под будущее строительство некоего «делового квартала» с офисами, жильем для работников и всей необходимой для жизни инфраструктурой — детсадом, магазинами, аптеками, фитнесклубами и даже кинотеатром. Рассказывая об этом, представители проектной фирмы, между тем, не показали даже наброска будущего городка. Просили только одобрить расширение участка под его строительство. Понимания не нашли. Ни у нынешних жителей квартала, которых интересовало только одно: когда их домишки снесут, сколько денег дадут и куда переселят. Ни у тех, кто беспокоится о сохранении главной пространственной перспективы Орла, визитной карточки города — вида на Смоленский храм с улицы Ленина. Строительство в обозначенном месте может его перекрыть — частично или полностью. Если, конечно, потенциальные застройщики «делового квартала» не ограничатся тремя этажами высотности, во что поверить очень трудно. По нынешнему Генплану этот участок относится к зоне Ж1, позволяющей строить жилые дома высотой от 5 до 18 этажей.
В общем, все разошлись в полном недоумении. Вопросов стало еще больше, чем было.
«Не проспать» новый Генплан
«Орловская городская» уже рассказывала о новом проекте Генерального плана Орла с внесенными в него коррективами, которые могут серьезно изменить пространственную картину города. Наиболее важные перемены касаются функционального назначения городских территорий, реорганизации промышленных зон и транспортной схемы города.
Для обсуждения обновленного Генплана до 11 июля 2017 года будут организованы 11 публичных слушаний. Они будут максимально «приближены» к народу: пройдут в разных районах города в удобное для работающих людей время.
Генплан обязательно нужно обсуждать. И обсуждать со знанием вопроса. Изучить предложения проектировщиков можно заранее: проект изменений опубликован на сайте администрации города (www.oreladm.ru)
в блоке «Градостроительство и землепользование». Если вам не все равно, в каком городе жить, открывайте и смотрите.
И не следует думать, что мнение горожан ничего не значит.
Как отметил градозащитник Илья Кушелев, при разработке нового Генплана были учтены некоторые предложения общественности. В частности, в центральной части города определена историкокультурная зона.
А возмущение горожан по вопросу возможного строительства элитной многоэтажки на пустыре у здания мэрии и торговой галереи у подножия Александровского моста привело к отмене публичных слушаний по обсуждению этих объектов. Свою роль наверняка сыграли и результаты опроса, организованного в соцсетях группой городских активистов. Почти 90 процентов респондентов (а это, подчеркивают организаторы опроса, не «спящее» большинство, а активные, неравнодушные, любящие свой город люди) высказались против строительства.
Так что примеры влияния общественного мнения уже имеются.
Орел — город с традициями. Деление его на кварталы по первому Генплану, принятому еще в XVIII веке, само по себе памятник — вдумчивому и ответственному отношению градоначальников прошлого к пространству, ландшафту и организации жизни людей. Не случайно академик Дмитрий Лихачев называл Орел музеем под открытым небом. Нельзя этого не учитывать, размышляя о том, как развивать центральную часть города сегодня.
Возможно, лучше всего сейчас – сбавить темп. Не рубить сплеча, не принимать поспешных решений. И может быть, даже ввести временный мораторий на любое строительство в спорных местах, как предложила дизайнер, архитектор и общественный деятель Елена Шаренкова. Хотя бы до утверждения нового Генплана.
Депутат Госдумы от Белгородской, Курской и Орловской областей, член комитета по культуре Ольга Германова:
– Не должны застройщики определять архитектурный вид городов. У вас есть пешеходная улица, просматриваются фасады. Но вывески… Я обязательно внесу предложение, чтобы они попадали под закон о рекламе. Обратила внимание на Торговые ряды: там арочки сегодня закладывают кирпичами. Дворянское гнездо – это же история федерального значения. Разрушенный дом нельзя восстановить, нет денег. Значит, надо использовать передачу за рубль в аренду. Но тот, кому будет передано, пусть сделает по проекту. Сейчас мы рассматриваем концепцию развития культуры на долгосрочную перспективу, туда надо вносить средства на сохранение объектов культурного наследия. То есть чтобы вы отдали полуразрушенный памятник истории и культуры, собственник его восстановил и ему вернули деньги из бюджета. До 2019 года будет формироваться реестр. Надо максимально свои объекты в него включить! Если не сохранить центр, это будет преступление. И неважно чьими полномочиями – города или области.
Наталья Филатова