«1917. До и после…». Выставка живописных полотен выпускника Художественной академии имени Ильи Репина Андрея Ромасюкова открыта в Орловском областном музее изобразительных искусств
Идея представить орловцам творчество такого масштабного художника, каким является Андрей Ромасюков, принадлежит атаману Орловского казачьего объединения Сергею Темляку.
Именно он, впервые увидев работы молодого питерского мастера, решил пригласить его в город первого салюта. Вообще правильно было бы сказать не питерского, а, скорее уж, ярославского.
Родом Андрей из Рыбинска, что в Ярославской губернии и кроме зрелого мастерства, которым обзавелся в Петербурге, никакими иными «звездными выкрутасами» себя не проявил. То есть, «столичной штучкой» явно не стал, хотя и впитал в себя культурную составляющую нашей Северной Пальмиры. Орловцам Андрей запомнится как скромный, обаятельный и талантливый человек, чьи работы «говорят сами за себя».
К их тематике, по словам Андрея Ромасюкова, он впервые прикоснулся в 1996 году. Заканчивая Ярославское художественное училище, искал идеи и материал для дипломной работы. Тогда в руки попали пьеса Михаила Булгакова «Бег», а также его роман «Белая гвардия». Прочитанное отразилось в цикле графических иллюстраций, оставило глубокий след в душе. Именно тогда захотелось больше узнать о событиях, ярко и талантливо описанных Булгаковым. Размышления о трагичных коллизиях Гражданской войны, когда «брат пошел на брата», стали главной линией в творчестве молодого художника. Свое художественное образование Андрей решил продолжить в «граде Петровом». После училища поступил в знаменитую на всю страну «Репинку» – академию им. И.Е. Репина в СанктПетербурге. Здесь он проходил обучение в мастерской церковноисторической живописи профессора А.К. Крылова и мастерской станковой живописи профессора В.В. Пименова. Еще будучи студентом, начал активно выставлять свои работы, принимая участие в различных коллективных выставках как в России, так и за рубежом.
Сейчас на счету художника более десятка только персональных экспозиций и художественных проектов. Работы мастера находятся во многих частных собраниях и музеях, а также во Дворце мэрии города Мессины. Являясь членом Военноисторического общества СанктПетербурга, художник изучает архивные материалы, работает с музейными экспонатами, уделяя огромное внимание деталям. Обращает на себя внимание его глубокое знание фактуры, включая форму, вооружение, войсковые знаки отличия и другие детали, без которых историческая картина теряет свою достоверность. Андрей много работает и в несколько другом жанре, при этом некоторые из его полотен – тех, что не вошли в экспозицию, – можно назвать салонной живописью, продолжающей традиции символизма. Интерес к такого рода проектам для любого современного художника вполне понятен. Необходимость зарабатывать себе на жизнь никто не отменял, и, чего уж греха таить, батальные полотна сегодня не в большой чести у поклонников изобразительного искусства; да и не каждый музей сможет позволить себе такого рода приобретение. А жаль. Ведь у Ромасюкова есть картины, в которых нашли отражение эпизоды истории Орловского края. Ведь именно здесь во время братоубийственной Гражданской войны чаша весов могла качнуться в любую сторону, и неизвестно еще, как могла бы сложиться дальнейшая судьба Отечества. Об этом – в таких работах хужожника, как «Марш Дроздовского полка», «Последний бой за Кромы», «Корниловская дивизия оставляет Орел» и, наконец, полная горького философского подтекста картина «Окаянные дни», заставляющая вспомнить гневные и страшные по своей разоблачительной сути одноименные воспоминания нашего знаменитого земляка Ивана Бунина.
Более трех десятков полотен Андрея Ромасюкова отражают, пожалуй, основные поворотные моменты окаянных для нашей страны дней, включая вступление в Первую мировую войну, отрешение от власти Государя Императора в феврале 1917 года, Ледовый поход, трагедию казачества, а также исход Белого движения. Перед зрителями предстают не только драматические эпизоды Гражданской войны, но и портреты людей того времени – как простых солдат, так и военачальников, верой и правдой служивших своему Отечеству, – таких, как генералы Брусилов, Врангель или адмирал и верховный правитель России Колчак. Эти люди имели свое представление о вере, чести и долге, о том, что такое преданность Отчизне, а также о том, какой должна стать новая Россия. Художник своими полотнами повествует об очень сложном времени, когда невозможно было сразу во всем разобраться, все понять, примирить в самих себе противоречивые чувства и мысли. Показывая Белую армию как бы изнутри, он изображает Гражданскую войну как всеобщую трагедию. Сам факт революции для художника – процесс уничтожения той социальной среды, к которой принадлежат герои его картин. Воины, которые не раздумывая отдают жизнь за Россию и ее честь!
– Эпоха гражданской войны никуда не ушла, оставив нам в наследство своего рода «фантомную боль» – считает Андрей Ромасюков. – Она значима до сих пор – и по своим идеям, и по личностям.
Главные слова, по его мнению, прозвучавшие на открытии выставки, – «согласие и примирение». Именно этих простых слов так не хватает в сегодняшнем обществе, которое до сих пор расколото на «Каинов» и «Авелей».
Светлана Четверикова, директор Орловского областного музея изобразительных искусств:
– Этой выставкой музей открывает череду юбилейных мероприятий, посвященных столетию революции 1917 года. Тема, которую художник, несмотря на молодость, раскрывает в своих работах, что называется, подошла очень кстати, и мы с удовольствием показываем его выставку орловцам. Конечно, мы привыкли к изображению Гражданской войны с иной стороны – со стороны других ее героев. Но и такой взгляд допустим, ведь и эти люди воевали за Россию и ее будущее – так, как они это понимали. В первую очередь, в картинах привлекают настроение и экспрессия, в чем безусловное достоинство работ Андрея Ромасюкова. Мы предлагаем каждому зрителю составить об этой экспозиции свое собственное впечатление, которое может стать и сильным, и глубоким.
Андрей ТУРБИН
Фото Владимира ОВСИЕНКО