Полномочия по уборке орловских улиц в полном объеме переданы МУП «Спецавтобаза»
Переоценили возможности
После того как государственное унитарное предприятие (ГУП) Орловской области «Дорожная служба» неожиданно для многих отказалось от уборки улично-дорожной сети областного центра, обязанности были полностью возложены на муниципальное унитарное предприятие «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла».
Предыстория такова. В момент проведения торгов тяжелое материальное положение спецавтобазы не позволило внести задаток, необходимый для участия. Подряд достался «Дорожной службе». При этом изначально предполагалось, что «Спецавтобаза» остается на субподряде. Таким образом, два этих предприятия делили между собой районы города в течение 2014 года и вплоть до мая 2015-го. Потом были предприняты попытки полностью забрать объемы работ в ведение «Дорожной службы» и вывести «Спецавтобазу» за скобки контракта. В числе прочего в областное предприятие была передана спецтехника и кадровый состав «Спецавтобазы».
Этот период сопровождался многочисленными совещаниями на самом различном уровне, где городская власть пыталась отстаивать свою точку зрения и право на жизнь муниципального предприятия, доказывая, что в городе должна быть собственная профильная служба.
Очевидно, что ГУП «Дорожная служба» попыталось взять на себя все объемы работ под гарантированное бюджетное финансирование, но не потянула, переоценив свои возможности. Перелом произошел с приходом нового руководства «Дорожной службы»: обладая большим опытом работы, сегодняшние руководители реально оценили собственный потенциал и отказались от тех объемов работ, освоить которые не в силах.
Восстановление
«Спецавтобазе» возвращены полномочия по уборке орловских улиц.
Первоочередные шаги по укреплению материально-технического и кадрового потенциала муниципального предприятия заключаются в том, что ему передана техника, которая была в лизинге у ГУП «Дорожная служба» и закупалась именно под уборку областного центра. «Спецавтобаза» получила ее по договору сублизинга. Пока это 17 единиц техники, в том числе пять комбинированных дорожных машин (КДМ), три многофункциональных погрузчика «Вилли», шесть вакуумных машин ТКМ, три фронтальных погрузчика «Амкодор». И навесное оборудование к ним. Дополнительно две КДМ переданы в аренду. Суммарная стоимость вместе с лизинговыми платежами – 136 млн рублей. Примерно через три года вся техника станет собственностью «Спецавтобазы». Кроме того, в рамках распоряжения главы администрации Орла Андрея Усикова закуплены и уже работают пять ручных снегоуборочных машин в дополнение к тем двум, что уже были на предприятии. Они распределены между районами города. Еще три ручных роторных снегоуборщика в ближайшее время планируют закупить по муниципальному контракту.
А с прицелом на ближайшую перспективу в бюджетах города Орла и Орловской области на 2016 год на содержание и развитие «Спецавтобазы» заложено 240 млн рублей.
Агрегатами управляют люди
После того как часть рабочих предприятия перешла в ГУП «Дорожная служба», а часть уволилась, восстановление кадрового потенциала проходит непросто. Частично его пытаются восполнить за счет тех, кто возвращается из областной структуры, и новых специалистов – что называется «с улицы». При этом о восстановлении в полном объеме бывшего штатного расписания, явно раздутого, речь не идет. Все признают, что в сегодняшних условиях численность работающих на предприятии была неоправданно высокой – 500 человек. После проведенной оптимизации осталось 395 человек, включая тех, кто занят на общественных работах в районах по линии Центров занятости.
Директор МУП «Спецавтобаза» Олег Василюха считает кадровую проблему главной на сегодняшний день. По его словам, остро ощущается нехватка водителей спецтехники и автомобилей, механизаторов. Из «Дорожной службы» вернулись далеко не все, а водителям со стороны часто приходится отказывать из-за недостаточной квалификации. Да и самих их не всегда устраивают условия труда и режим работы, несмотря на приличный, по орловским меркам, заработок. Дело в том, что из-за неполного штата людям приходится работать без перерывов и замены, в том числе в ночное время, на морозе. Исходя из этих реалий, сегодня на уборке улиц, в среднем, используется около 30 единиц техники. Еще примерно столько же на ходится в ремонте или простаивает из-за отсутствия водителей и механизаторов.
Реальная задача
Практически техника, находящаяся на балансе «Спецавтобазы», требует обновления на 40%. Поэтому во время сильных снегопадов собственных мощностей не хватает, приходится использовать привлеченные средства.
Вместе с тем развитие потенциала предприятия необходимо. Тем более, что в рамках подготовки к 450-летнему юбилею города у него появятся дополнительные большие объемы работ. Пока гарантией финансирования служит контракт с «Дорожной службой». Он будет действовать еще полтора года, и спецавтобаза в рамках договора субподряда получит гарантированные объемы работ и соответствующее финансирование. Вряд ли кто-то в городе сможет составить ей конкуренцию: организаций с таким набором специализированной техники, предназначенной для уборки городской улично-дорожной сети, в Орле на сегодняшний день просто не существует, как и соответствующего кадрового состава.
В качестве дополнительных источников прибыли администрация рекомендует муниципальному предприятию обратить внимание на проезды и дворовые территории, являющиеся зоной ответственности управляющих компаний, а по факту «ничьей» землей. Договоры с управляющими организациями на уборку дворовых территорий могут стать неплохой финансовой поддержкой.
С этим полностью согласен и Олег Василюха. От финансового состояния предприятия зависит обновление технического парка и привлечение квалифицированных рабочих. Конечно, будучи муниципальным, оно вправе рассчитывать на бюджетную поддержку. Вместе с тем здесь не собираются упускать возможность самостоятельного извлечения прибыли на развитие предприятия: планируют участвовать во всех профильных торгах и конкурсах, внимательно отслеживают информацию об их проведении.
Олег Василюха выразил уверенность в том что восстановление предприятия в прежних масштабах по штатам, технике и объемам выполняемых работ – абсолютно реальная задача. Тем более, что по этому вопросу достигнуто взаимопонимание между властями всех уровней.
Александр СЕМЁНОВ