«Талант художника Олега Маслова – культурное достояние России». Это утверждение поклонников его творчества подтверждает новая масштабная работа мастера – картина «Орлы Ермака». Одним из немногих ее увидел корреспондент «Орловской городской газеты».
Даже в мастерской, пока еще без рамы, холст выглядит так, что дух захватывает. Одновременно возникает двойственное чувство: восхищение талантом автора, дерзнувшего воплотить в живописи тему покорения сибирских земель, тему широты и полета казачьего духа, и легкая досада на то, что наши земляки эту огромную работу фактически так и не увидели. Хотя художник Николай Силаев, ставший первым строгим зрителем, предлагал устроить выставку, посвященную «Орлам Ермака», но приоритет заказчика не позволил осуществить это желание.
Замысел грандиозного полотна формировался у Олега Маслова на протяжении многих лет. По его словам, «размышляя о судьбе гордого и вольного казачьего народа, несущего на своих знаменах знаки мужества, чести и долга, поражаешься тем огромным нечеловеческим усилиям воли и отваги, позволившим горстке первопроходцев покорить необъятные просторы неизведанных земель»!
По признанию автора картины, ее идею он вынашивал шесть лет и почти столько же времени изучал исторические документы, архивные материалы, знакомился с деталями костюмов и вооружения казаков Ермака. Рассказывая о своей работе, Олег Маслов напоминает историческую канву. В 1579 году всесильные купцы Строгановы пригласили казаков Ермака для охраны прилежащих к Уралу земель от набегов сибирского хана Кучума. Во второй половине 1581 года Ермак Тимофеевич сформировал отряд численностью (по одним источникам более 500, по другим – более 800 человек). Долгое время среди историков преобладало мнение, что идеологами похода на Сибирь были Строгановы, но сейчас ученые больше склоняются к тому, что это идея самого Ермака, а промышленники только финансировали дерзкое предприятие.
Момент, изображенный на картине, – самое начало легендарного похода, когда отряду Ермака пришлось преодолевать Тагильский перевал в Уральских горах. С топором в руках казаки сами прокладывали себе путь и рубили просеку. При этом людям пришлось на себе нести свои лодки-струги по склону вверх. На вершине перевала казаки построили Кокуй-город и перезимовали там. Весной будущие покорители Сибири спустились с хребта, отправившись вплавь, – навстречу опасностям и приключениям. Надо сказать, что знакомство с этой эпохой для художника произошло гораздо раньше, когда наряду с другими произведениями он создал целый ряд исторических работ, посвященных XVI-XVII векам, в том числе, цикл «Княжеская и царская охота на Руси», картину «Легенда об Орле» – о становлении нашего города. Не привыкать было браться и за большой холст, ведь за плечами мастера – огромное полотно «Неиссякаемый родник», на котором изображено более 60 портретов тех, кто, по мнению художника, составил подлинную славу России.
– Содержание определяет размер. Полотно в итоге составило три на пять метров. Желание работать было столь велико, что я собирался делать все на свои скромные средства, – продолжает рассказ Олег Сергеевич. – Занял деньги «под картину» и только позже появились поддержка и люди, готовые финансировать такой масштабный проект.
Визуальный ряд картины запал Олегу Маслову в душу еще тогда, когда по окончании Академии художеств он побывал на Урале.
– Сколько полета! – вспоминает Олег Сергеевич свои впечатления от поездки в Пермский край. – Как богата наша земля! Казалось бы: живи и радуйся, делай свое дело, люби ближних, сей на этой земле зерна добра. И ведь все это для нас наши деды и прадеды сделали! А мы, неразумные, так и не научились жить по правде. Губим природу, калечим души. Велика страна, а «спина спину трет»!
Впечатления от природы Урала хранились у художника до срока где-то в кладовых души, пока не настал час вынести их на холст.
– Когда приходят тема и идея, душа начинает болеть – «хоть застрелись», – шутит Маслов. – Тогда начинаешь искать возможность реализовать свои замыслы. Мысль была показать силу русского духа. Его несгибаемость перед лицом предстоящих опасностей и невзгод. Хотелось изобразить эпическую мощь природы. Это не какое-то определенное место, а скорее, собирательный образ Урала, – делится мастер.
Нюанс. Создавая картину, Олег Маслов не прибегал к услугам натурщиков. Все портреты – собирательные образы его земляков, казаков, которые Олег Сергеевич каким-то непостижимым образом удерживает в памяти и, обобщив, выдает на холст. С удивлением узнаю в одном из героев профиль моего друга художника Владимира Овсиенко, как и Маслов, потомственного кубанского казака. Предки Олега Сергеевича по матери – станичники. А сам он сейчас имеет казачий чин войскового старшины. Причем для него это отнюдь не пустое «бряцанье шпорами», а очень серьезное отношение к жизни, в которой тема казачества, тема служения Родине занимает едва ли не все пространство.
– Роль казачества в истории России стыдливо замалчивается, – считает художник. – А ведь казачьи корпуса геройски сражались не только на войнах, которые вела царская Россия, но и внесли большой вклад в победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Казаки с честью служат Отчизне и сегодня.
– Наша молодежь достойна героических свершений предков, – уверен Олег Маслов. – Вот только молодым ребятам об этой славе дедов и прадедов надо рассказывать с детства. В том числе, и посредством искусства. Не существует проблем «отцов и детей» – есть проблемы неправильного воспитания!
А подвиг отважных казаков и их талантливого предводителя не забыт и будет служить ярким примером для будущих поколений.
Андрей ТУРБИН
Фото автора