Выставка редких документов и фотографий, посвященных 100-летию революции и самым памятным орловским событиям ХХ века, работает в краеведческом музее.
Собственно, это две выставки. Одна – постоянная, через подлинные вещи эпохи, плакаты, документы и фотографии раскрывающая вековую историю края в контексте истории страны. Другая рассказывает только об одном годе минувшего столетия – 1917м. Но события и судьбы, показанные в них, так переплетены, что выставки воспринимаются как единое целое. Таким и получился рассказ старшего научного сотрудника музея Валентины Филимоновой.
Силой плаката
Музей располагает большой коллекцией плакатов, которые иллюстрируют хронику важнейших событий 1917 года и минувшего века. В 20–30е годы самым мобильным, оперативным и популярным видом изобразительного искусства была графика: плакат, журнальный или газетный рисунок с острым запоминающимся текстом. Расклеенные в витринах магазинов, в клубах, на вокзалах и в других общественных местах, они призывали к обороне страны и ликвидации безграмотности, звали на стройки социализма и агитировали за новое в быту, клеймили дезертиров, саботажников и взяточников. Плакат «Смерть взятке» висит на видном месте и сразу же бросается в глаза. Подпись на доходчивом рисунке объясняет, что взяточник – самый опасный враг народа и экономики страны и призывает истреблять его без снисхождения и промедления.
Они были первыми
Кроме плакатов, книг и документов ХХ век отражен и в большой серии фотографий личностей, оказавших влияние на становление и развитие в Орле литературного, музыкального и театрального искусства, науки, медицины, технического прогресса.
Среди них Николай Конрад, ученыйвостоковед с мировым именем, ректор пролетарского университета, действовавшего в Орле с 1919 по 1922 год. Его профессора даже успели издать ученые записки университета, и не их вина, что вуз закрыли: некого было учить.
Рядом на стенде фото Михаила Португалова, одного из преподавателей этого университета. В памяти орловцев он остался как первый заведующий музеембиблиотекой им. И.С. Тургенева в Орле. В очень трудное время Михаил Вениаминович за несколько месяцев сумел собрать и объединить родовую библиотеку и мемориальные вещи писателя, хранящиеся в семьях родственников и знакомых в Спасском, Мценске, Клейменове, орловском доме Галаховых, и 24 ноября 1918 года музейбиблиотека был открыт. Так что в следующем году мы будем отмечать не только 200летие писателя, но и 100летие его первого мемориального музея.
Для блага города
Послевоенные десятилетия Орла показаны через символы того трудного голодного времени – продовольственные карточки и лимитные книжки, а также переходящие вымпелы и знамена для трудовых коллективов – победителей стахановских вахт и «пятилеток за четыре года». Изобилует он и портретами людей эпохи «развитого социализма», много сделавших для блага города и его жителей. Реформатор железнодорожного сервиса, начальник одного из лучших вокзалов бывшего СССР Петр Казанцев, машинист экскаватора Герой социалистического труда Николай Селин, автор трех десятков сортов косточковых культур селекционер Аделина Колесникова, архитектор и краевед Сергей Федоров, автор рецептуры хлеба «Орловский» Клавдия Дорожкина (на фото), герой орловского подполья доктор Владимир Турбин…
Здесь же образцы продукции орловских предприятий, экспортируемой во многие зарубежные страны. Достаточно напомнить, что в свое время ПО «Научприбор» выпускал прибор для анализа структуры крови, который закупали клиники ФРГ и Японии.
Выставка отражает в фотографиях и визиты на Орловщину первых лиц государства – Никиты Хрущева, Леонида Брежнева, Михаила Горбачева.
«Мы пришли к Орлу»
Об этом визите хочется сказать особо. В 1995 году на празднование 50летия Победы в Орел приехал Александр Солженицын, который летом 43го именно в наших краях начинал свою фронтовую биографию. Я помню встречу горожан с Александром Исаевичем в зале Орловского филиала РАНХиГС. Он тогда признался, что Орловщина для него – место на карте России особое. И не только в личном плане. Здесь произошел перелом в Гражданской войне: именно под Орлом Красная Армия перекрыла Деникину путь к Москве. Здесь же в ходе битвы на ОрловскоКурской дуге пошла вспять и Великая Отечественная война. Писатель воспринимал Орел с его знаменитой тюрьмойцентралом и как один из «островов» невидимого миру «архипелага ГУЛаг».
События и люди, связанные с Орловщиной, Солженицын отразил в нескольких произведениях – рассказе «Желябугские выселки», романах «В круге первом» и «Архипелаг ГУЛаг», в ранней поэме «Дороженька», к тому времени еще не опубликованной. Небольшой отрывок из нее Солженицын прочел тогда на встрече с орловцами. Вот эти строки:
«Из болот, от Ильменя,
Мы пришли к Орлу, на солнечную Неручь.
Ни зерна ржаного. Ни плода. Ни огородины.
Край тургеневский, заброшенный и дикий…
Вот когда я понял слово Родина –
Над крестьянским хлебцем, спеченным из вики, –
Горьким, серым, твердым, как булыга,
В мелких черных блестках, как угля кристаллах.
На выставке о том памятном для многих приезде лауреата Нобелевской премии напоминает фото, сделанное во время посещения Солженицыным диорамы военноисторического музея. Фронтовикуофицеру, командиру звукоразведывательной батареи было что вспомнить…
Есть о чем поразмыслить возле экспонатов этих двух выставок и нам – всем, кому интересна история своей страны, города, своего рода.
Валентина Новошинская