«Орловская городская» поговорила с новым главой администрации Орла Александром Муромским после трех недель его работы на этом посту.
– Александр Сергеевич, как глава администрации, какие проблемы в городе считаете самыми «горячими»?
– Самая первоочередная задача – сбалансировать бюджет 2017 года. К сожалению, но это факт, что у нас многие статьи расходов не обеспечены финансированием. И это вынуждает нас выходить на ближайшую сессию горсовета с вопросом по привлечению кредита.
На данный момент все внутренние резервы быстрого и существенного пополнения бюджета исчерпаны. Но это не означает, что мы не должны заниматься поиском дополнительных доходов. Будем более эффективно работать с имуществом, землей, с программой муниципальной приватизации – то есть находить скрытые резервы.
Несмотря на все сегодняшние проблемы с наполнением бюджета, вопросы благоустройства останутся среди первоочередных в нашей работе. Этому сейчас уделяется большое внимание. Будем изыскивать средства, чтобы наш город всегда выглядел достойно.
– А чем вызвано такое резкое ухудшение бюджетной ситуации?
– Дело в том, что все последние годы бюджет получал существенные доходы от продажи муниципального имущества. До 2016го эта сумма составляла 236 млн рублей в год. А в прошлом году программа приватизации была выполнена всего на 21 процент. Все ликвидные активы уже проданы, осталось то, что трудно продать. Между тем эти объекты были оценены, выставлены на аукционы, а на конкурс никто не вышел. И в итоге бюджет не дополучил доходов, а расходы были произведены. И в этом году, и в следующем городу, по сути, уже нечего продавать, так что на этот источник доходов рассчитывать уже не приходится.
Что касается налогов, то как раз налоговые поступления не сильно просели, а по некоторым видам даже выросли.
– Безусловно, надо экономить. Но невозможно всегда все только сокращать. Когда плохи дела, нужно не только меньше тратить, но и больше зарабатывать…
– Согласен. Мы нацелены на то, чтобы сделать все возможное для развития бизнеса: любого – малого, среднего, большого – в частности, максимально снижать административные барьеры. Должны быть четкие условия, понятные бизнесу, которые будут отражаться в определенных обязательствах. Еще в качестве дополнительных источников рассматриваем систему налогообложения, контроль за использованием земельных участков. И в этом направлении у нас поле непаханое.
– Можно поподробнее про землю?
– Прежде всего, нам надо активизировать работу по оформлению гражданами и хозяйствующими субъектами земельных участков в соответствии с видом использования. Часто у нас земельный участок имеет один вид разрешенного использования, а по факту используется подругому.
Вторая проблема: незарегистрированные объекты десятилетиями находятся по документам в стадии незавершенного строительства. Нужно понуждать собственников таких объектов регистрировать их.
С хозяйствующими субъектами традиционные вопросы возникают. К примеру, несоответствие площади земельного участка, площади объекта недвижимости. Очень часто при переводе помещения из жилого в нежилое на первых этажах люди оформляют право сервитута на вход, получают разрешение. Проходит время, они забывают пролонгировать документы, и процесс тянется бесконечно. Поэтому ориентируем административнотехнические комиссии на работу с гражданами.
Все это полномочия муниципалитета. И это доходная часть бюджета – пусть не такая большая, но курочка по зернышку…
Еще есть такая актуальная тема, как взыскание долгов за аренду. Тут есть проблемы, будем их решать.
– В условиях ограниченных возможностей, наверное, требуются какието нестандартные решения?
– Мы посмотрели все городское хозяйство и пришли к тому, что сегодня за ним закреплены большие территории, места общего пользования, содержание которых – полномочия муниципалитета.
Возьмем, к примеру, новые набережные. Получилась хорошая прогулочная зона, там всегда много людей. Но ее содержание теперь будет обходиться бюджету Орла примерно в 7 млн в год. Это покос травы, обработка от клещей, уборка от грязи, пыли, снега… С другой стороны, набережные еще не обжиты. Тут почти нет инфраструктуры – кафе, какихто развлекательных заведений, сувенирной торговли и т. п.
Сегодня мы можем решать задачу в рамках частногосударственного партнерства, привлекать в места общего пользования инвесторов, которые преследовали бы не только коммерческие интересы, но и взяли бы на себя часть функций по содержанию этих мест, наполнили их жизнью.
Если бизнесу будут предоставлены четкие условия, гарантии и обязательства обеих сторон, если это будут долгосрочные контракты, которые дадут уверенность на долгосрочную перспективу, то такие совместные проекты вполне могут быть реализованы.
– Много копий сломано по поводу сохранности памятников и объектов культурного наследия. Вы как оцениваете эту ситуацию?
– Закон об охране объектов культурного наследия четко защищает не только исторические здания, но и прилегающие к ним территории. У нас в Орле более 300 таких объектов. Но есть другая сторона медали. Если взять карту Орла, отметить все эти 300 объектов и циркулем очертить защищенные зоны вокруг них, то получится, что Орел – фактически одна такая защищенная зона. И это серьезно усложняет градостроительные процессы.
Возьмем пример развития застроенной территории, ограниченной улицами Карачевской и 2й Посадской. У нас более 20 объектов культурного наследия, которые «накрыли» эту территорию, что не позволяет инвестору, вложившему десятки миллионов рублей в расселение ветхих домов, построить свой.
Этим вопросом нужно заниматься системно, чтобы сохранить баланс между «старым» и «новым» городом.
– Как идет работа над новым Генпланом?
– Мы уже в шаге от его принятия. Отмечу, что новый Генплан сильно ограничивает высотное строительство в центральной части города. Мы собрали от физических и юридических лиц воедино все замечания по проекту Генплана и отправили разработчику. Замечания, с которыми он согласен, будут внесены в проект Генплана. По тем, с которыми не согласен, будут представлены обоснования возражений.
На прошлой неделе у нас была встреча с разработчиками Генплана. Также встречались с градостроительным сообществом, обсудили проект, подискутировали. В итоге пришли к общему мнению. И на сентябрьскую сессию городского Совета планируем вынести вопрос по корректировке Генплана. После того как депутаты выскажут свое мнение и примут его, Генплан будет считаться официальным документом.
– Как сегодня складывается ситуация со строительством жилья? Есть ли у застройщиков площадки? Каковы перспективы жилищного строительства?
– Если вы помните, около пяти – семи лет назад Минстрой ставил перед регионами задачу по выходу к 2020 году на показатель строительства жилья из расчета один квадратный метр на одного жителя региона в год.
До каждого региона были доведены контрольные показатели, которые ежегодно отслеживались. Орловская область, надо отдать должное, выполняла эти задачи и уверенно шла в рост.
В 2015 году мы превзошли все рекорды не то что постсоветского периода, но и советских времен. В Орле было введено более 250 тысяч квадратных метров жилья – это рекордный показатель в истории города. И если посмотреть сегодня обеспеченность жильем одного жителя Орла, то мы находимся по этому показателю в группе лидеров. На одного жителя Орла приходится в среднем 29 квадратных метров жилья. Это очень высокий показатель.
Сегодня количество выданных разрешений на строительство говорит о том, что показатели по вводу жилья в ближайшей перспективе будут снижаться. Здесь нужно принять во внимание, что наряду с кризисом, с падением покупательской способности населения ужесточены правила для застройщиков, которые существенно изменили правила игра на рынке долевого строительства. И это сказалось на отрасли.
Еще несколько лет назад было трудно купить однокомнатную квартиру в Орле. Они все были раскуплены еще на стадии фундамента. При этом жилья строили много. А сегодня строят меньше, но однокомнатную квартиру можно спокойно купить уже в готовом доме, введенном в эксплуатацию.
Еще один фактор: сокращены федеральные программы, которые поддерживали рынок жилищного строительства. К примеру, программа переселения из аварийного жилья, военная ипотека и т.д.
С 29 июля вступили в силу изменения в закон, касающийся долевого строительства. Теперь размер собственных средств застройщика должен составлять не менее 10 процентов от планируемой стоимости строительства многоквартирного дома. Это существенные средства. Так что строительного бума пока ожидать не приходится.
Мы в Генплан на ближайшую десятилетку закладываем ввод жилья на территории города в объеме 190 тысяч квадратных метров в год.
– Где у нас самые перспективные участки для строительства жилья?
– В первую очередь, это так называемый 13й микрорайон. Там 53 гектара под многоквартирное жилищное строительство.
Второй массив – улица РодзевичаБелевича (6й и 8й микрорайоны), район больницы Боткина. Здесь есть большие перспективы по застройке жилья.
Также это площадки в Орле, которые освобождаются от аварийных домов, расселяемых в рамках программы развития застроенных территорий: Плещеево, Наугорского шоссе, ул. Куйбышева – там больше пяти гектаров земли.
Есть участки чуть больше гектара: в районе улиц Полесской, Лескова, ШирокоХолодной. Но там возможно строительство небольших кварталов.
– Поговорим о муниципальном секторе экономики. Есть ли шанс у муниципальных предприятий и надо ли «спасать пациента», если он, скорее, «мертв»?
– Вы о ПАТП1, наверное? Да, ситуация там тяжелая. К сожалению, отличия в системе налогообложения, организация производства не могут позволить МУПу конкурировать с частником. У МУПа накладные расходы, содержание базы, сотрудников. Все официально и «в белую». Да, у ПАТП осталось на ходу только 20 автобусов. Сегодня там задача следующая: введена процедура наблюдения, на предприятии работает арбитражный управляющий, который назначен в рамках процесса о банкротстве. Кредиторская задолженность составляет около 50 млн рублей. Но сумма активов ПАТП гораздо выше суммы его долга.
Сейчас перед руководителем предприятия поставлена задача выйти на безубыточный уровень работы с тем подвижным составом, что есть. Чтобы не плодить новые долги. И вместе с арбитражным управляющим определить перечень имущества, которое должно быть реализовано, чтобы выйти из сложного финансового положения и сохранить предприятие – пусть в минимизированном варианте. И только потом можно будет говорить о развитии.
Сегодня в Орле больших транспортных проблем нет. Частники закрыли все потребности. Но! Если посмотреть с другой стороны, то получается следующая картина: чуть что не так – частник развернулся и ушел с маршрута. Или, к примеру, выиграл конкурс, поездил, увидел, что невыгодно. И бросил контракт. Поэтому городу оставаться без муниципального транспорта нельзя.
А «Зеленстрой», я думаю, мы вытащим. Нынешнее лето показало, насколько важно это предприятие для города.
– Проблема мусора постоянно напоминает о себе обострениями в виде свалок в разных районах города.
– Я приведу пример. В прошедшую субботу был на 1й Пушкарной улице. Там огромная куча мусора на контейнерной площадке. Я ее сфотографировал, послал главе Заводского района, позвонил ему. Вечером того же дня весь мусор был убран. А в понедельник утром в этом месте мусор опять появился. Причем его стало еще больше, куча уже вылезала на проезжую часть. Убрали. К вечеру – та же самая ситуация.
Причина такого положения – в низких нормах накопления и тарифах на вывоз мусора из частного сектора (с учетом того, что туда несут все: даже траву, сено и крупногабаритный мусор из гаражей). Муниципальные предприятия такие объемы убрать не могут, а компании, специализирующиеся на вывозе мусора, в убыток себе работать не будут.
Выход есть, но он непопулярный. Увеличение норм накопления и стоимости вывоза кубометра. Этот рынок должен быть самоокупаемым. То есть, похорошему гражданин должен заключить договор с компанией, занимающейся вывозом мусора, а компания за эти деньги должна обеспечить чистоту.
Сейчас в Орле в частном секторе договоры заключают не все жильцы. Некоторые даже утверждают, что они живут и не мусорят.
– Как складываются отношения с депутатским корпусом?
– С горсоветом отношения складываются хорошо. Нам делить нечего, мы с депутатами, что называется, в одной упряжке. И все проиграем, если не будем конструктивно взаимодействовать.
– В своем первом комментарии прессе вы сказали, что штат администрации Орла будет сокращен. Не передумали?
– Я не отличаюсь оригинальностью и начинаю свою работу с оптимизации численности штата администрации города. Соответствующее постановление мною уже подписано. Принципиально структуру администрации я менять не планирую. Хотя какието изменения, конечно, будут.
Что касается сокращения и оптимизации, могу сказать точно: сокращение будет. Но конкретных цифр назвать пока не могу: до 22 сентября жду от своих заместителей предложений по оптимизации количества сотрудников.
– Как вы оцениваете эффективность работы чиновников городской власти?
– Многие чиновники занимают такую позицию: бумагу правильно написал – работа сделана. Для меня эффективность – это, прежде всего, нацеленность на результат. Даже в условиях недостаточного финансирования многие задачи можно решить. Работник администрации должен быть порядочным и ответственно относиться к своей работе. Ничего нового.
– Как чувствуете себя на новом посту? Ответственности много, денег в бюджете мало, работы прибавилось. Каковы ощущения?
– Скажу честно: груз ответственности довольно ощутимый. Поддержку мне оказывают моя семья, друзья. Скажу только, что с момента назначения (я работаю три недели) время на сон резко сократилось. В пять часов я уже на ногах.
Для себя времени и сил очень мало остается. И не побоюсь сказать, что очень ответственно подхожу к своим новым обязанностям. Я родился в Орле, живу в этом городе, у меня здесь семья, дети, родители, друзья.
– И последний вопрос. Кадровый. Ждать ли революции в администрации Орла?
– Нет, скорее это будет эволюция. В процессе работы будем смотреть, нужны ли кадровые изменения, если нужны, то какие. Ведь главное – найти правильного человека, который хочет и может выполнить именно конкретную работу. Это тонкий и сложный процесс. Никаких преждевременных скоропалительных решений, а тем более публичных заявлений о кадровой политике делать не хочу.
Беседовала Екатерина Глазкова