Книга воспоминаний «На острие главного удара» маршала бронетанковых войск дважды Героя Советского Союза Михаила Катукова дополняет представление орловцев о защитниках города 3 октября 1941 года.
В начале 90х годов заведующий Музеемдиорамой «Орловская наступательная операция» А. Жутиков и журналист, ветеран войны А. Овчинников, работая в архивах, встречаясь с очевидцами и участниками событий, открыли еще одну страницу истории нашего города. Речь идет о 3 октября 1941 года – начале оккупации Орла фашистскими захватчиками.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В этот же день Орловская область в числе других европейских областей страны была переведена на военное положение.
23 июня началась мобилизация мужчин 19051918 годов рождения, а в сентябре 1941го бои уже велись на территории области.
В сентябре Гитлер подписал директиву о наступлении на Восточном фронте. 16 сентября командующий группой армий «Центр» фельдмаршал фон Бок отдал приказ о подготовке операции по захвату Москвы под кодовым названием «Тайфун», где одним из направлений был назван наш город.
30 сентября началось немецкое наступление на Орел. 3 октября, обойдя Брянский укрепрайон, фашисты через Кромы подошли к городу.
Вспоминает комиссар отряда орловских чекистов, направленных под Кромы еще 2 октября 1941 года для ликвидации немецкого десанта, В. Слюнин: «Приняв нас за регулярные войска Красной Армии, они пошли не по тракту, а переправились на правый берег Оки. В 2 часа ночи нам пришел приказ сменить позиции и перебраться поближе к Орлу. На рассвете мы уже окапывались по реке Цон».
Чекисты не давали противнику перейти Цон на протяжении нескольких часов. «Из Орла мы ушли в четыре часа дня, – продолжает В. Слюнин. – Одна группа чекистов пошла по Новосильскому шоссе, другая – по Московскому. По дороге я увидел посадку самолетов у реки Оптуха» (на оптушанский аэродром были переброшены на самолетах пушки и противотанковые ружья).
3 октября по распоряжению Ставки Верховного Главнокомандующего в район Орла и Мценска по воздуху был переброшен 5й воздушнодесантный корпус (ВДК) под командованием генералмайора И. Безуглого в составе 10й и 201й воздушнодесантных бригад, имея задачу «задержать продвижение танков противника по шоссе на Тулу и обеспечить сосредоточение 1го особого гвардейского стрелкового корпуса (гв. СК), после чего войти в его состав». В журнале боевых действий 5го ВДК записано: «Переброшено более 1000 человек 201й воздушнодесантной бригады. Высадка была произведена на трех аэродромах: Орел – 500 человек, Оптуха – 500 человек, Мценск – 75 человек».
Из журнала боевых действий 201й воздушнодесантной бригады: «В 15.00 3й батальон, рота связи вылетели и высадились на аэродроме Оптухи». Два парашютных десантных батальона высадились в 8 км северовосточнее Орла на бывшем аэродроме ОСОВИАХИМа, в районе нынешнего заводоуправления СПЗ и в районе станции Оптуха. Десантники успели перерезать шоссе ОрелМценск на рубеже Оптуха – Ивановское – Оптуха. В 10.30 4 октября В. Гусев, командир 1го танкового батальона 4й танковой бригады (командир – полковник М. Катуков), с 13 танками и десантом курсантов из Тулы выдвинулся на северозападную окраину Орла. 10 танков Т34 командира 3й танковой роты старшего лейтенанта А. Бурды с десантом роты мотострелкового батальона полевыми дорогами вышли к Орлу с юговостока в район товарной станции Орел2 и завода № 9 (ныне завод «Текмаш») для проведения разведки по установлению численности сил противника в Орле. Часть танков попала в засаду, один танк был подбит. Но танки командира взвода младшего лейтенанта И. Полянского и младшего лейтенанта Н. Дракина сумели прорваться на окраину Орла. Связь с ними была потеряна (экипажи пропали без вести). На помощь направлены еще три танка, с ними тоже потеряли связь. Остальные танки вернулись в Ивановское. Десять танков старшего лейтенанта А. Бурды, укрывшись в лесном массиве и наблюдая выдвижение вражеской колонны из Орла, обстреляли противника. У погибшего офицера были захвачены документы с номерами немецких частей, сосредоточенных в Орле.
Воспользовавшись паникой врага, под прикрытием дыма от горящих машин оба танка Т34 лейтенанта Д. Лавриненко и сержанта Н. Капотова ворвались на городские окраины и, промчавшись по улицам города, разбили пушечным огнем на железнодорожной станции две цистерны с горючим. Загорелись составы с боеприпасами и живой силой противника.
Танки с трудом выбрались из города и в районе с. Кофаново присоединились к своим. Группа старшего лейтенанта А. Бурды, пройдя проселочными дорогами, 6 октября вышла к бригаде в районе села Первый Воин. В районе южнее деревни Казначеево продвижение противника было остановлено танкистами 4й танковой бригады и бойцами 34го мотострелкового полка внутренних войск НКВД».
По материалам книги воспоминаний маршала бронетанковых войск дважды Героя Советского Союза М. Катукова «На острие главного удара», статьям М. Скрюченковой «Год 41, год 43…» и О. Проскуриной «Рождение танковой гвардии» из сборника музейных чтений историкокраеведческого музея Северного района «Когда наш край пылал в огне» (выпуск 2й, издательство «Горизонт», 2015 год).
Подготовил Александр СЕМЕНОВ