Но важно их приметить смолоду и поддержать
Во многих случаях именно детские увлечения или склонности к изучению отдельных предметов, как правило, приходящихся на школьную пору, определяют выбор будущей специальности и профессиональную успешность уже взрослого человека. И задача педагогов здесь состоит в том, чтобы помочь ребенку найти занятие по душе, создать условия для развития его творческих, интеллектуальных или спортивных способностей.
О том, что делается в этом направлении в общеобразовательных учреждениях (ОУ) и учреждениях дополнительного образования (УДО) областного центра, рассказывает начальник управления образования администрации Орла Александр Шатохин.
Из кого получатся Ломоносовы?
Первая составляющая на этом пути – общеобразовательные учреждения. И прежде всего, – классы с углубленным изучением предметов (в 2015 – 2016 учебном году их 248), внеурочная деятельность, факультативы и элективные курсы, где заняты более 80% обучающихся.
Привлекательными формами работы для детей, желающих выйти за рамки школьной программы, стали также школа дистанционных образовательных технологий и очно-заочная для одаренных детей, созданные на базе областного института развития образования.
Ежегодно увеличивается и количество зачисленных в школу для одаренных детей «Интеллект». Например, в 2015 году их было 200. Специально оборудованные рабочие места в ОУ № 18, 19, 32, 40, 49 позволяют 257 учащимся повысить уровень образовательных достижений не покидая своих учебных заведений.
Уже десять лет в Орле проводится городской конкурс знаний для младших школьников. Это их первый шаг к дальнейшему участию в интеллектуальных состязаниях высокого уровня. На базе ОУ действует 30 научных обществ учащихся, осуществляющих деятельность в сотрудничестве с ведущими вузами страны и региона. Так, большую экологическую работу проводят члены научного общества «ПоисК» лицея № 18 в рамках Всероссийского проекта молодежной организации «Зеленые школы России». В региональном конкурсе «Родники Орловщины» команда лицея заняла 1 место. Разработанный лицеистами проект стал номинантом национальной премии России в 2015 году.
Гимназия № 39 работу с одаренными учащимися осуществляет совместно с Фондом поддержки образования (г. Санкт-Петербург) в рамках Всероссийской национальной образовательной программы «Гимназический союз России».
Члены школьных научных обществ, ученики, углубленно изучающие предметы, обучающиеся из профильных классов ежегодно участвуют во всероссийских конкурсах и конференциях, межрегиональных и межвузовских олимпиадах, в их числе – «Покори Воробьевы горы», «Ломоносов», «Инновационное будущее России», «Высшая проба», «Юный политолог», «Наследники Левши» и многие другие.
Количество перешло в качество
Отдельное направление в работе с одаренными детьми – Всероссийская олимпиада школьников, включающая школьный, муниципальный, региональный и заключительный этапы.
В текущем учебном году, по сравнению с предыдущим, количество участников школьного и муниципального этапов увеличилось на
2200 человек. В целом, почти треть всех школьников города приняла участие в муниципальном этапе олимпиады.
Количественные изменения привели и к качественным. По сравнению с прошлым годом, общая численность победителей и призеров муниципального этапа увеличилась на десятки человек. А если сравнивать количество победивших в региональном этапе олимпиады школьников с числом направленных для участия в ней за два прошедших года, то здесь наблюдается рост с 25% до 31%.
В 2015 году четверо учащихся из наших ОУ (№ 1, 4, 19) стали призерами и победителями заключительного, всероссийского этапа олимпиады по праву, литературе, обществознанию, русскому языку, а лицей № 1 и гимназия № 19 с учетом этих результатов вошли в перечень «Топ-500» лучших школ РФ.
Примечательно, что по итогам Всероссийской олимпиады школьников, межрегиональных и межвузовских олимпиад в 2015 году в ведущие вузы страны поступили вне конкурса 39 выпускников. Это больше, чем в предыдущем году.
Важнейшим показателем эффективности работы с учащимися, проявляющими выдающиеся способности, являются положительные результаты государственной итоговой аттестации. Остановлюсь только на одном аспекте: в 2015 году, по сравнению с 2014-м, количество выпускников, набравших 100 балов, увеличилось с 18 до 22.
Уберечь от улицы
Второй ресурс выявления талантливых и одаренных детей – муниципальные учреждения дополнительного образования. Их в городе 16, в том числе 8 детско-юношеских спортивных школ и 8 центров и домов детского творчества, 11 комнат школьника по месту жительства.
Разнообразными видами спортивной и творческой деятельности на бесплатной для родителей основе охвачены более 17 тысяч школьников, что составляет значительную часть от общего числа обучающихся в ОУ города.
Наибольший интерес (почти у 40% воспитанников) вызывают занятия в объединениях художественной и физкультурно-спортивной направленностей. Причем мальчиков и юношей, как правило, привлекают и объединения с техническим уклоном.
На базе школьных спортзалов во внеурочное время тренеры-преподаватели ДЮСШ ведут секционные занятия со школьниками, совместно с областными федерациями организуют городские соревнования по различным видам спорта, а также школьные соревнования в рамках городской спартакиады школьников, что также позволяет увидеть перспективных детей.
По итогам прошедшего учебного года воспитанники ДЮСШ города Орла заняли 129 первых и 203 призовых места в международных и всероссийских соревнованиях; 8 учащихся стали мастерами спорта, 76 – кандидатами в мастера спорта.
Лучшие спортсмены, имеющие звания «Кандидат в мастера спорта» и «Мастер спорта» и входящие в состав национальных сборных, имеют возможность заниматься в группах спортивного совершенствования.
Высокие результаты позволяют воспитанникам добиваться успехов в избранном направлении. Только в прошедшем учебном году они завоевали 85 первых мест и 97 призовых в международных и всероссийских конкурсах и фестивалях.
В настоящее время в кружках и секциях на базе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования Орла занимаются 240 ребят из семей социального риска, а также состоящих на различных видах профилактического учета. И здесь цель не только в том, чтобы они добились высоких достижений в соревнованиях и конкурсах, но привлекались к занятиям спортом, различным видам творчества.
Важно уберечь детей и подростков от бездумного времяпрепровождения, опасного влияния улицы и вредных привычек.
Борис МУТАФ