На пресс-конференции 25 августа художественный руководитель театра «Свободное пространство» Александр Михайлов рассказал о премьерах 41-го театрального сезона и причинах, по которым покидает театр, Орел и страну
По семейным обстоятельствам
Комментируя свое решение, Александр Алексеевич пояснил, что по личной инициативе на этот раз не подписал ежегодный трудовой договор, который областной Департамент культуры был готов продлить с ним на очередной, 41й театральный сезон. Решение продиктовано мотивами, связанными с семейными обстоятельствами. Есть и второе объяснение: из 40 лет творческой биографии «Свободного пространства» 30 лет на его афишах бессменно стояло имя художественного руководителя Михайлова.
– Большая часть из того, что я планировал как режиссер, за эти три десятилетия реализована, – сказал Александр Алексеевич, также не вдаваясь в подробности и перечисление своих заслуг в развитии театрального искусства. Это нетрудно сделать поклонникам театра, которым памятны сезоны классической драматургии Испании и Франции, спектаклисобытия по пьесам известных американских и английских драматургов, весьма плодотворный польский проект, познакомивший орловскую публику не только с лучшими образцами драматургии, но и современной режиссерской школой этой страны. Пропагандируя «разумное, доброе, вечное», делясь со зрителем серьезными нравственными и социальными проблемами, театр Михайлова все эти годы оставался и площадкой для профессиональных экспериментов, и местом эмоционального отдыха горожан.
Но театралы также знают, что помимо десятков спектаклей, удостоенных различных театральных наград и премий, помимо многочисленных триумфальных гастролей по России, ближнему и дальнему зарубежью, руководитель вузовской мастерской режиссерпедагог Михайлов подготовил и несколько выпусков актерского курса ОГИК, сформировал универсальный коллектив, которому под силу практически все театральные жанры – от притчи до мюзикла.
«LUDI» должны жить
Уже только за это режиссер и театральный педагог Александр Михайлов заслуживает благодарности орловцев. Но именно ему мы обязаны еще и тем, что седьмой год подряд на целую неделю Орел превращается в город, «облучаемый» мощной театральной энергетикой, заложенной в работах актеров и режиссеров многих стран и континентов – участников Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI», который министр культуры Владимир Мединский назвал «значительным событием в культурной жизни не только Орла, но и всей страны». Отвечая на вопрос журналистов, Александр Михайлов, инициатор и бессменный директор фестиваля, выразил готовность помочь в приглашении интересных коллективов и формировании очередной афиши. Но только в том случае, подчеркнул режиссер, если в бюджет следующего года по разделу «культура» будет внесена соответствующая строка. Закрывая нынешний фестиваль, первые лица области обещали целенаправленное финансирование и на следующий год. Но важно, чтобы средства поступили своевременно: подготовка такого уровня международного мероприятия требует не только гарантированного финансирования, но и немало времени.
Премьеры сезона
Для прощания с Орлом и труппой режиссер выбрал популярный мюзикл «Люди Ламанчи» по пьесе американского драматурга Дейла Вассермана, премьера которого намечена на 8 сентября. Объясняя свой выбор, Александр Алексеевич пояснил, что тема противостояния добра и зла, борьбы гуманизма с пошлостью и цинизмом попрежнему актуальна. Мир, по мнению драматурга, все так же, как и много веков назад, держится на таких людях – пусть наивных и смешных, но не утративших веру в лучшие качества человека. Сервантес разыгрывает свою историю о Дон Кихоте Ламанчском в тюремных застенках. Его Рыцарь живет чувствами и сердцем, которое видит в окружающих преступниках то, что глазами не увидеть.
Уже на следующий день, 9 сентября, состоится спектакльконтакт «UFO» по пьесе Ивана Вырыпаева. Это дипломная работа актерского курса театра и ОГИК, которую ставит режиссер Наталья Крючкова. Сразу после этих премьер Михайлов планирует покинуть страну: в одном из театров Израиля его ждет работа над спектаклем по Чехову.
В октябре – еще одна премьера: спектакль по пьесе Олега Михайлова «Телеграмма». В афишу театра эта работа попала после публичной читки пьесы, которую в дни Международного фестиваля «LUDI» со сцены зрителям прочел сам автор. К слову, спектакль «Свободного пространства» «Клятвенные девы» по его пьесе был признан одним из лучших на минувшем фестивале. Новая пьеса, написанная по мотивам хрестоматийного рассказа А. Гайдара «Чук и Гек», публике понравилась, и по ней готовится спектакль.
До конца года орловский зритель увидит еще две новые работы. Студенты мастерской известного питерского режиссера Геннадия Тростянецкого под руководством мастера поставят спектакль по русским и белорусским сказкам, а молодой режиссер из Москвы Галина Зальцман, знакомая орловской публике по романтической истории «Полный вперед!», приступит к работе над спектаклем «Месяц в деревне», посвященном близкому юбилею И.С. Тургенева.
Из рук в руки
– Мне не все равно, кто придет после меня, – признался Александр Михайлов, – поэтому я тоже принимаю участие в подборе кандидатуры на пост художественного руководителя театра. Хотелось бы, чтобы этот человек сохранил и коллектив, и принципы подбора репертуара, и наши традиции.
Исходя из этих требований, Михайлов предложил для рассмотрения кандидатуру Вадима Пинского, профессионального актера и режиссера из Днепропетровска. Три года назад война в Украине вынудила его переехать с семьей в Орел. Два сезона он проработал актером в ОГАТ им. И.С. Тургенева, успев поставить там два спектакля.
Михайлов считает, что театр должен оставаться режиссерским, а не директорским или даже актерским, и надеется, что областное управление культуры подберет сюда достойного труппы художественного руководителя. Сам же Александр Алексеевич готов приезжать в Орел в качестве приглашенного режиссера.
Валентина Новошинская
Фото из группы театра «Свободное порстранство» в соцсети «ВК»