Региональное правительство утвердило государственную программу Орловской области по формированию городской среды на период с 2018 по 2022 год. Работа, начатая в этом году, будет продолжена.
Постановление № 372 от 31.08.2017 опубликовано на официальном сайте Орловской области. Согласно документу, за пять лет в регионе будет благоустроено 356 дворовых территорий, 20 общественных мест и пять мест массового отдыха жителей. На реализацию госпрограммы предусмотрено почти 814 млн рублей, из которых 757,5 млн предоставит федеральный бюджет. Свою долю должны будут внести областной бюджет (почти 48,3 млн рублей) и бюджеты муниципалитетов (в общей сложности 8,14 млн).
В 2018 году на обустройство 76 дворов и четырех общественных территорий будет выделено почти 167,5 млн. Губернатор Вадим Потомский поручил Департаменту финансов при формировании бюджета на следующий год предусмотреть эти средства.
«Первый блин»
Программа, инициированная партией власти, начала действовать этим летом. В «первый эшелон» попали 77 дворов, а также бульвар Победы и парк Ботаника. На благоустройство этих территорий Орел получил 164,3 млн рублей. Работы еше продолжаются, и все идет не так гладко, как хотелось бы горожанам и «отцам города». Несмотря на приближающуюся зиму, в работе у подрядчиков только 60 дворов. Асфальт уложен всего в 19 дворах. Городские власти решили для ускорения работ по асфальтированию территорий привлечь дополнительную дорожную технику. И хотя установленный конктрактами срок окончания работ совсем близко — 15 сентября, уже совершенно ясно, что подрядчики не успеют. Соцсети пестрят фотографиями развороченных дворов и недоустановленных бордюров, которые даже не нуждаются в комментариях.
Остается надеяться, что ошибки первого этапа реализации государственной программы будут учтены при формировании условий участия в ней на 2018й и последующие годы.
Как пояснили в управлении городского хозяйства и транспорта, это должно произойти до 31 декабря 2017 года. Условия участия в программе будут разработаны администрацией города и опубликованы на официальном сайте, а также в «Орловской городской газете».
Тем, кто не хочет ждать
Впрочем, подготовительную работу по включению своего двора в программу можно сделать уже сейчас. Поскольку основные принципы формирования программы «Городская среда» утверждены на федеральном уровне, можно полагать, что она не претерпит серьезных изменений на уровне муниципалитета.
Согласно положениям программы, в приоритете — дворы, которые нельзя назвать благоустроенными. Это понятие определено довольно четко: «благоустроенной считается территория, обеспеченная твердым покрытием, позволяющим комфортное передвижение по основным пешеходным коммуникациям в любое время года и в любую погоду, освещением, игровым оборудованием для детей возрастом до пяти лет и набором необходимой мебели, озеленением, оборудованными площадками для сбора отходов».
Если чегото из вышеперечисленного во дворе не хватает, у жителей есть шанс это исправить. Но надо понимать, что государственной субсидией обеспечивается только минимальный перечень работ. Это ремонт асфальтового покрытия, обеспечение освещенности дворовой территории, установка скамеек и урн для мусора.
Прикинуть свои шансы можно, получив данные инвентаризации уровня благоустройства дворовой территории, которая проводилась минувшим летом специальными комиссиями, созданными при администрации города. По итогам инвентаризации все дворы должны получить паспорт благоустройства. Уточнить информацию по своему двору можно в управлении городского хозяйства администрации города Орла.
При этом, как следует из разъяснений Минстроя, собственники помещений могут выбрать любое количество работ из минимального перечня. Возможно, асфальт во дворе их вполне устраивает и скамеек хватает, а вот фонарей и урн нет. При этом навязать собственникам сокращение видов работ никто не может, это исключительно их право. И этот выбор обязательно должен быть закреплен решением общего собрания.
Если же людям, напротив, хочется большего, чем предписывается минимальным перечнем (оборудовать детскую или спортивную площадки, озеленить свой двор), им нужно не только утвердить дополнительный перечень работ решением общего собрания, но и определить источники финансирования. Это могут быть деньги самих жителей, спонсорская помощь, часть «наказовских» средств депутата. Учитывается также трудовое участие жителей в неоплачиваемых работах, не требующих специальных навыков: уборке мусора, покраске оборудования. Ведь одной из главных задач госпрограммы является вовлеченность граждан в решение вопросов благоустройства городской среды.
К слову, минимальный перечень работ может быть выполнен без дополнительного. А вот дополнительный без минимального — нет.
Как показывает практика, при обсуждении того, что нужно и хочется сделать во дворе, людям требуется время, чтобы прийти к общему мнению. Так что все вопросы, касающиеся видов работ и их финансирования, хорошо бы проговорить с соседями заранее.
Наталья Филатова