Несколько десятилетий историко-революционная тематика оставалась одной из основных в репертуаре ОГАТ им. И.С. Тургенева
В музее театра, обновленном и расширенном к его недавнему (2015 г.) 200летию, довольно значительное место занимают афиши, фотографии и газетные публикации, посвященные этой теме.
Как рассказал заведующий музеем Алексей Костяков, октябрьские события 1917 года актеры одного из старейших провинциальных театров России встретили с энтузиазмом и готовностью служить народу. Новое социалистическое сознание утверждалось в условиях невиданного интереса представителей «простой» публики к искусству вообще и театру в частности.
Театр для народа
По предложению группы артистов в марте 1918 года губисполком принял решение о создании в Орле Народного театра, а уже осенью театральная коллегия постановила «взять имущество антрепренера Крамолова во временное бесплатное пользование».
Обновление театра, утверждение в нем репертуара, помогающего воспитанию революционного сознания масс, давалось, разумеется, нелегко. Советских пьес еще не было. Выручали пьесы Островского, Шоу, Ибсена, Горького, которые летом 1919 года играли по вторникам для орловских пролетариев бесплатно. Так, только за один месяц спектакли «Тартюф», «Свадьба Кречинского», «Лес» и «Мещане» посмотрели 3324 рабочих – металлистов, кожевников, транспортников, швейников, печатников. Тогда же в репертуаре театра появились и первые пьесы, непосредственно откликавшиеся на события современности. В основном это были сатирические сценки, обличавшие бюрократизм, белогвардейщину, религиозные предрассудки.
Представители новой власти к театру относились с повышенным вниманием. Показательно, что в тяжелейшем 1919 году, когда прифронтовому Орлу угрожали войска Деникина, сводки о посещаемости театра рабочими в газетах печатались рядом с важнейшими сообщениями о внутренней и международной жизни страны.
Новый репертуар
Время постепенно диктовало новые темы, все чаще на сцене театра появлялись пьесы, в разной степени насыщенные злободневным материалом. К 9й годовщине Октября в Орле была сыграна комедия Н. Эрдмана «Мандат» — злая и веселая издевка над мещанством. Следом за ней состоялась премьера драмы «Шторм» В. БилльБелоцерковского, а в марте 1927 года первый раз на орловской сцене прошла «Любовь Яровая» К. Тренева.
Без своей крыши
Драматическое событие помешало орловскому театру достойно отметить 10летие Октябрьской революции: в ночь с 6 на 7 октября 1927 года театральное здание в городском саду сгорело. Человеческих жертв не было, но декорации, костюмы, библиотека – все погибло. Так что наступившая зима стала временем большого испытания для труппы. Пришлось срочно вносить в репертуар коррективы, выступая в клубах промышленных предприятий Орла, ставить в основном сцены, не требующие громоздких декораций.
Но по чужим углам труппа ютилась недолго: уже в следующем году власти города передали ей здание кинотеатра «Экран» на улице Ленина. Здесь весной 1929 года на премьерном спектакле «Рельсы гудят» по пьесе В. Киршона орловская публика познакомилась с новым типом руководителя, открывшего в молодом советском театре галерею героевпролетариев, строителей новой жизни.
Среди лучших
В конце 30х годов о труппе Орловского драмтеатра специалисты говорили как об одной из ведущих среди театральных коллективов российских областей. Критика отмечала и яркие актерские дарования, и репертуар. В довоенной афише театра значились «Анна Каренина», «Любовь Яровая», «Горе от ума», «Как закалялась сталь», «Разлом», «Таня».
Вернувшись из эвакуации, театр к 29й годовщине революции ставит пьесу Б. Лавренева «За тех, кто в море» – один из лучших спектаклей послевоенного десятилетия, а юбилею Октября посвящает инсценировку по роману А. Фадеева «Молодая гвардия».
В последующие годы театр регулярно включал в свой репертуар спектакли историкореволюционной тематики. В частности, здесь в 50е годы было подготовлено несколько постановок, посвященных Ленину. Прежде всего, это трилогия по пьесам Н. Погодина «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты» и «Третья патетическая». В роли Ленина отличились актеры П. Орлов, Г. Голубович, В. Калюжный. Сталина играл В. Митрофанов.
К очередной, 40й годовщине Октября, театр выбрал пьесу Л. Славина «Интервенция» – драматическую историю о революционном подполье Одессы. И, наконец, к 100летию со дня рождения В.И. Ленина зритель получил в подарок спектакль «Вечный источник» по драме Д. Зорина. В постановке была занята практически вся труппа во главе с главным режиссером театра и исполнителем главной роли заслуженным деятелем искусств Каз. ССР Александром Карповым. По свидетельству критиков, многие сцены были поставлены так живо и ярко, ведущие роли были сыграны на таком эмоциональном подъеме, что в зале не оставалось ни одного равнодушного.
Валентина Новошинская
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Алексея Костякова и заведующую литературной частью ОГАТ Олесю Черкашину.