Как часто, проходя мимо пока ещё сохраняющихся старинных домов на некоторых улицах Орла, мы не задумываемся о том, какие события связаны с этими зданиями и с жившими в них людьми. И это – до тех пор, пока судьба каким-то своим, только ей ведомым, способом не повернёт нас к этой самой истории.
Командир 6-ой роты Звенигородского полка
Вот так и мне, совсем недавно, довелось побывать у нынешних хозяев дома №21 по улице Маяковского (дореволюционное название – Пуховая). Олег Соков, преподаватель Орловского госуниверситета, кандидат технических наук, и его жена Татьяна оказались людьми, которые хотят знать как можно больше о своих родословных корнях, тем более, им по наследству достался огромный фотоархив. С его помощью Олег и поведал мне то, что к настоящему времени ему удалось узнать о предках.
Прадед Олега Сокова, Николай Иванович Родионов, по не совсем подтверждённым данным, появился на свет в Ельце в 1860 году, в офицерской семье. Отец его рано ушёл из жизни, и мальчика воспитывал дядя.
Как и положено детям военных, Николай Родионов поступил в Чугуевское юнкерское пехотное училище и по окончании его был направлен в 142 пехотный Звенигородский полк. Уже в 40-летнем возрасте и в чине штабс-капитана Николай Родионов наконец-то женился на уроженке Орла красавице Александре Коломейцевой (невеста была моложе на 14 лет).
Жизнь и служба в Звенигородском полку проходила достаточно спокойно, вплоть до начала русско-японской войны волноваться не приходилось. Звенигородцев, в конце концов, тоже направили на фронт, но они опоздали: военные действия завершились позорным для России миром. И полк возвратился обратно. По возвращении в Орёл жизнь Родионовых вновь потекла по накатанной колее. В 1910 или 1911 году большая семья сняла у мещанки Чебыкиной большую и просторную усадьбу на улице Пуховой, в которую входило два приличных деревянных дома: один выходил окнами непосредственно на улицу, а второй прятался в глубине двора. Через годили два семья Родионовых выкупила арендуемую усадьбу.
Спокойная жизнь продолжалась только два года: началась Первая Мировая война. Подполковник Родионов был мобилизован на фронт. Ему повезло и после войны живым возвратился домой.
В 1918 году подполковник стал одним из тех офицеров царской армии, кто перешёл на сторону большевиков. Красный командир Родионов воевал за новую Россию, и, находясь в Таганроге, скончался от острого почечного заболевания. Там же, на юге, его и похоронили.
Владыка Серафим и его прихожанка
Александра Васильевна, жена, узнала об этом не сразу. Переживала долго и сильно. Но надо было поднимать на ноги троих несовершеннолетних детей. Ей это удалось. И опору, кроме собственной сильной воли, Родионова нашла в религии. Ходила молиться в одну и ту же церковь – Успения Божией матери. В этом храме служил епископ Серафим (в миру – Михаил Митрофанович Остроумов) – настоящий «ревнитель благочестия» Орла и не только.
Родился Михаил Остроумов в Москве, в Орёл он был направлен в конце мая 1917 года в качестве временно управляющего Орловской и Севской епархиальной кафедрой.
А 12 августа 1917 года в Орле произошло невиданное прежде для церковной жизни событие – избрание епископа на кафедру на епархиальном соборе, на котором присутствовало 347 выборщиков. Им стал владыка Серафим. После народного избрания епископа Серафима ждала трудная и горькая судьба. Несколько раз его арестовывали. В 1922 году, после третьего ареста, владыка был заключён в тюрьму по обвинению в «активном сопротивлении конфискации церковного имущества», а потом осуждён на 7 лет тюрьмы. Высшее церковное руководство поторопилось освободить Преосвященного от должности епископа, но, ни он сам, ни прихожане не признали снятия с него сана. Сколько именно отсидел из этого срока Серафим – источники расходятся (его выпустили по амнистии).
Вернувшись в Орел, епископ Серафим поселился в небольшом домике на Черкасской улице и начал служить в расположенной неподалеку единоверческой церкви в честь Успенья Божией матери. Проповедовал он так, что храм всегда был полон народа. Владыка мог утешить и успокоить души страждущих. Одной из самых верных прихожанок Серафима стала вдова Александра Родионова.
За свою подвижническую деятельность в Орле владыка Серафим в мае 1924 года был возведён в сан архиепископа и введён в состав Святейшего Синода.
После Орла он уехал в Смоленск, где в ноябре 1936 года был снова арестован как «один из руководителей контрреволюционной группы церковников». В 1937 году приговорен сначала к аресту, а затем к расстрелу.
Реабилитировали Преосвященного Серафима дважды – в ноябре 1958 года (президиум Смоленского областного суда) и июле 1989 года (прокуратура Смоленской области).
17 июля 2001 года определением Священного Синода архиепископ Серафим был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общероссийского почитания.
Хранить фотографии расстрелянного «врага народа» в довоенные и первые послевоенные годы было очень опасно, но Александра Васильевна Родионова не побоялась. И теперь эти семейные снимки – часть истории города Орла.
Александр Полынкин