Роль Николая II ему предложили слишком рано, Ленина он сыграл, когда Пост № 1 у Мавзолея уже был ликвидирован.
Как многие девчонки моего поколения, в школьном детстве я собирала фотографии артистов. Зная это, одноклассник подарил мне набор из 16 цветных карточек популярных актеров кино. Под одной обложкой Людмила Чурсина, Борис Токарев, Родион Нахапетов, Александр Липов… В лице красивого мужчины в дубленке с трудом признала вожатого из любимого в наше время фильма «Республика ШКИД», который мы всем классом смотрели не менее пяти раз.
– А вы и не могли узнать, потому что вожатого Костю я играл в 1967 году, а фото было сделано в 1980, когда мне было почти 40 лет. К тому времени я снялся уже почти в двадцати фильмах, исколесил с киноэкспедициями чуть ли не весь Советский Союз.
Один из семи тысяч
Он родился и вырос в Орле, окончил школу № 24, директором которой был его отец. Хорошо учился по всем предметам, играл в народном театре при Доме учителя. Мечтал о сцене, но отец настоял на физмате пединститута – сам был математиком. И здесь учился ровно, но после второго курса все же подал документы во ВГИК. В 1960 году из семи тысяч претендентов на актерский факультет приняли только 19 человек. В том числе Александра Липова.
– Увы, председатель комиссии Сергей Герасимов набрал курс годом раньше. Мы завидовали его студентам, которых мастер снимал в своих фильмах. Мы же довольствовались курсовыми и дипломными работами. В одной из них Герасимов увидел меня и рекомендовал Андрею Тарковскому в картину «Андрей Рублёв» на роль отливщика колоколов Бориски. Не случилось, его сыграл Николай Бурляев.
Получив диплом в 1965 году, Липов в составе почти всего курса был направлен на киностудию «Ленфильм». За 35 лет снялся в 47 фильмах. Счастлив, что работал вместе с Лавровым, Папановым, Луспекаевым, Гафтом, Жанной Прохоренко.
Не ко времени
В арсенале Липова было уже более десятка характерных ролей, когда помощник режиссера Глеба Панфилова пригласила его на пробы в фильм о трагедии царской семьи. Полагал, что будет занят в привычном ему втором плане или крупном эпизоде. Оказалось, зовут на роль Николая II. Пробы режиссеру понравились, и он уехал в Москву защищать новый проект перед худсоветом и партийной цензурой.
– Но поскольку речь шла о трагических событиях, в которых большевики представали отрицательными героями, в партийных инстанциях сценарий запретили. Не забывайте, шел 1970 год, и до громких разоблачений было еще далеко. Только в 2000 году Панфилову удалось воплотить свой замысел. Правда, уже с другими актерами. Нас с моим другом и коллегой Игорем Дмитриевым не забыли – в фильме «Романовы. Венценосная семья» мы сыграли двух царских генералов.
Голос за кадром
В 90-х годах, когда в кино хлынули криминальные миллионы, Липов подготовил для ленинградского радио цикл рассказов Николая Лескова, Льва Толстого, Ивана Шмелева. Они часто транслировались в эфире, вызвали немало благодарностей слушателей.
– На «Ленфильме» я занимался и дубляжом. Много лет работал рядом с Александром Демьяненко. Для зрителей он, прежде всего, Шурик из «Кавказской пленницы», но профессионалы называли его королем дубляжа. Его голосом говорят все герои Баниониса, Бельмондо, Омар Шариф, Робер де Ниро. Мой список дубляжа гораздо скромнее – около 20 фильмов. В основном это прибалтийские, венгерские, югославские, молдавские актеры.
Театральная премьера
Параллельно с работой на радио Липов в 90-е годы готовил что-то для сцены: все тревожился, что в дипломе значится и «актер театра», а он на три десятилетия «застрял» в кино. Но когда в 1993 году в Минске состоялся Международный фестиваль моноспектаклей, председатель гильдии ленинградских актеров Елена Драпеко предложила ему участвовать с уже готовой и «проверенной» на коллегах инсценировкой по рассказам японца Акутагавы.
– Я было оробел поначалу: фестиваль собрал театральных актеров более чем из 20 стран. Но потом освоился. В результате – диплом победителя. Не будь этого опыта, я вряд ли отважился бы прийти в театр «Русский стиль», которому служу вот уже 15 лет.
Еще не вечер
Здесь его увидела режиссер Ирина Михеичева и предложила роль… Ленина в спектакле «Кремлевские куранты». Его в советские времена ставили многие театры, но в нулевых годах ленинская тема стала «непроходной».
– Поставить спектакль к 90-летию КПСС Ирину попросил лично Геннадий Зюганов. Все роли, кроме главной, исполняли московские артисты. Рад, что среди зрителей было немало и молодых лиц, а спектакль отметила газета «Правда».
Но роль вождя – исключительный случай в его театральной карьере. Как и в кино, на сцене муниципального театра «Русский стиль» Александр Липов играет людей с «историей и биографией», играет сразу «начисто», не рассчитывая на дубли. В сегодняшней афише театра более десятка спектаклей с его участием. В 2012 году он получил главный приз за роль в спектакле «Вечер». Но в своей карьере точку пока не ставит. Вот и поздравительная телеграмма по случаю его юбилея, подписанная от Союза кинематографистов Никитой Михалковым, придает сил: 75 лет – еще не вечер для творческого человека, которому есть что и как сказать людям.
Валентина Новошинская
Фото из архива актера