С января этого года администрирование страховых взносов в ПФР вновь передано ФНС России, как это было несколько лет назад. Но из-за ошибок в передаче данных от одного ведомства к другому сегодня страдают добросовестные предприниматели, которым налоговики предъявляют несуществующую задолженность по взносам в ПФР.
Еще летом на эту проблему обратила внимание общественная организация малого и среднего бизнеса «Опора России», куда поступали массовые жалобы предпринимателей на мифические долги. Организация направила письмо руководству ФНС России с просьбой разобраться и исправить сложившуюся ситуацию. Как говорится в письме, налоговые органы рекомендуют предпринимателям при получении информации о несуществующей задолженности по взносам в ПФР разбираться с этим самостоятельно: писать заявление в ПФР, собирать справки и доказывать, что долгов нет. На сбор и подачу соответствующих документов в налоговую установлены определенные сроки. А если процесс затягивается, то предпринимателям могут ограничивать доступ к банковскому счету. Фактически это лишает их возможности полноценно вести бизнес, а ИП так и вовсе остаются без средств к существованию. По мнению «Опоры России», в данной ситуации ведомства переложили свои обязанности на предпринимателей, вместо того, чтобы напрямую запрашивать нужную информацию в рамках межведомственного взаимодействия. Пока ни на сайте «Опоры России», ни на портале ФНС России нет разъяснений, как будет урегулирована сложившаяся ситуация.
В прессслужбе Управления ФНС России по Орловской области пояснили, что на сегодня практика такова: если предприниматель не согласен с начисленной задолженностью по взносам в Пенсионный фонд, он может оставить в налоговой инспекции соответствующее заявление, и тогда налоговики будут сами взаимодействовать с ПФР. Сроки такого взаимодействия «устанавливаются в рабочем порядке».
Людмила Федосова