О своем опыте создания товарищества собственников жилья, об итогах года работы в коммунальной сфере, успехах, трудностях и планах на будущее «Орловской городской газете» рассказала Татьяна Марабаева.
Дело случая
Татьяна Викторовна уже больше года занимается обслуживанием дома №7 на улице Орловских партизан, хотя в этой сфере оказалась случайно.
– Наш дом внезапно перевели из одной управляющей компании в другую. Конечно, активные жители начали возмущаться и разбираться в ситуации. Пришлось судиться полтора года, чтобы избавиться от навязанной УК. В этом деле нам тогда активно помогало местное ЖЭУ, ставшее позже нашей управляющей компанией. Первое время работой ЖЭУ мы были довольны: в доме отремонтировали два подъезда, начали благоустраивать двор, – говорит Татьяна.
Но радость жильцов была недолгой. Получив контроль над домом, коммунальщики перестали уделять ему прежнее внимание. Диалоги заканчивались сплошными обещаниями, а элементарных действий приходилось добиваться только при содействии Жилищной инспекции.
Татьяна Марабаева поняла, что ситуацию нужно менять. Дом 80х годов постройки, и в нем давно пора проводить ремонт всех внутренних и внешних систем, который не делался десятилетиями. В конце 2016 года при поддержке нескольких неравнодушных жителей Татьяна Викторовна решилась создать ТСЖ.
Первые шаги
– Когда мы провели собрание и большинство собственников проголосовали за создание ТСЖ, я не очень хорошо представляла, как будет выглядеть эта работа. Первое время было тяжело, пришлось углубиться в изучение законодательства, оформить кучу документов, проводить собрания с жильцами, оплачивать налоги и пошлины из собственных средств. При этом зарплату я не получала целый год и не знала, удастся ли вернуть эти деньги, – вспоминает Татьяна.
Одна из первых проблем, которую пришлось решать — вывоз мусора.
– Мы заключили договор на вывоз ТБО, а позже нам объявили, что цена будет выше. Попытка объяснить отсутствие у нас таких денег обернулась тем, что на следующий же день все мусорные баки просто увезли. Спасибо компании «Забота», которая взяла дом на обслуживание без лишних вопросов. Дворника и мусорщика наняли из того же ЖЭУ. Но через несколько месяцев стало понятно, что отношение к дому ничуть не изменилось. Пришлось отказываться от этих услуг и нанимать людей самостоятельно, что сократило расходы по данной строчке и даже удалось немного повысить зарплату работникам, – продолжает Марабаева.
Масштабные работы
Постепенно дела пошли на лад, и к лету этого года стало понятно, что можно приступить к масштабным работам.
– Нам удалось полностью заменить систему канализации, систему горячего водоснабжения, приступить к благоустройству двора. К слову, этот двор рассчитан на жителей не только нашего дома, но справлялись самостоятельно. Спасибо мэру Орла Василию Новикову, который распорядился привезти краску и песок; спасибо активным родителям, которые этот песок носили, поскольку во двор невозможно проехать грузовой машине. Двор удалось привести в порядок. Кроме того, обустроили палисадники, убрали заросли кустарника, посадили цветы, – говорит Татьяна.
При этом параллельно приходилось решать еще один глобальный вопрос — плата за ОДН. В начале этого года был принят закон о том, что плата за ОДН будет взиматься с квадратного метра, а не по счетчикам, как было ранее. В результате счета у жителей выросли. Татьяна Марабаева посчитала, что это неприемлемо. Начались долгие переговоры с ресурсоснабжающими организациями. Затем законотворцы постановили, что по решению жильцов всетаки можно пользоваться счетчиками при расчетах. Пришлось проводить собрание собственников, и вопрос решился в пользу счетчиков. Но сумму, которая скопилась за время всех перипетий, все равно пришлось оплачивать.
– Плату за ресурсы ТСЖ не взимает, жители рассчитываются с ресурсоснабжающими организациями напрямую. Тем не менее, пускать вопрос с ОДН на самотек было нельзя, – считает Марабаева.
Многое предстоит
В планах еще много дел: предстоит поменять систему отопления, капитально отремонтировать крышу, обработать межпанельные швы и многое другое.
– Нужно постоянно проводить работу с жителями. Далеко не все знакомы с жилищным законодательством, часто люди не осознают, что несут ответственность за общее имущество, за стены, крышу, подвал, двор. Не понимают, что надо принимать коллективные решения, искать «золотую середину» и договариваться, иначе мы ни к чему хорошему не придем.
Дом, ставший родным
До сих пор остается нерешенным вопрос со средствами, которые так и не передала дому бывшая управляющая компания.
– Основные документы нам отдали, но почти за год даже нет отчета о проделанной работе и куда были потрачены средства. А ведь жители платили исправно. Теперь предприятие банкротится, конкурсный управляющий не торопится включать наш дом в список кредиторов. Учитывая фронт предстоящих работ, нам понадобятся все возможные источники доходов.
Конечно, предстоящая работа потребует больших затрат времени, сил и финансов. Но Татьяна Марабаева считает, что дело стоит того, ведь в этом доме ее семья живет много лет, и он давно стал родным.
– Радует, когда видишь, чего удалось добиться, когда люди относятся с пониманием и говорят спасибо, когда соседи объединяются, чтобы решить проблемы. Все непросто, но я постараюсь и дальше работать в этом направлении.
Вероника Иконникова