Кто будет вывозить мусор из орловских дворов, кто займется брошенными домами, насколько вырастет плата за наем жилья – эти и другие темы на прошлой неделе обсуждали депутаты Орловского горсовета на комитете по ЖКХ.
Выход из кризиса
Экономическое состояние муниципальной «Спецавтобазы» можно назвать критическим. Долги растут с каждым днем, кредиторская задолженность на 1 октября составила 120 млн рублей. Из них долги по налогам – 53 млн рублей, перед поставщиками – 62 млн рублей, по зарплате — 3,2 млн рублей. Счета арестованы, поэтому все средства, которые поступают на них, уходят на погашение долгов. Предприятие стоит, мусор из частного сектора не вывозится, хотя жители продолжают платить за эту услугу. И этот факт уже вызвал серьезное недовольство граждан, в администрацию Орла постоянно поступают жалобы.
Администрация предлагает следующий выход из этой ситуации: выделить «Спецавтобазе» из бюджета 60 млн рублей, что позволит разблокировать счета и организовать дочернее предприятие с правовой формой – ООО.
По словам и.о. начальника управления муниципального имущества и землепользования Максима Диордиева, это позволит вытащить предприятие из кризиса. ООО сможет работать на упрощенной системе налогообложения, что снизит расходы по этой строчке. Кроме того, удастся сократить персонал с 439 до 330 человек. При этом оборудование «Спецавтобаза» сможет сдать в аренду новому предприятию, и можно будет начать все с чистого листа.
Депутаты в положительном исходе дела усомнились.
– Когда вопрос касается работы муниципальных предприятий, мы слышим одно и то же — помогите деньгами, у нас плохая финансовая ситуация. И пока этот принцип не изменится, вряд ли можно говорить о том, что 60 миллионов рублей спасут предприятие. Даже если мы выделим 120 млн рублей, я считаю, что это вряд ли кардинально все изменит, – высказал предположение депутат Тимур Нерушев.
Кабальный договор
Причины, по которым «Спецавтобаза» оказалась в глубоком кризисе, озвучила руководитель КСП Орла Татьяна Успенская. По ее словам, договор субподряда на право содержания уличнодорожной сети, заключенный между МУПом и ГУП «Дорожная служба», можно считать кабальным.
– Получилось так, что «Спецавтобаза» самостоятельно выполняла практически весь объем работ и еще платила «Дорожной службе» за возможность выполнять эти работы, – пояснила Татьяна Успенская.
Кроме того, «Спецавтобаза» приобретала оборудование в сублизинг, который тоже оказался невыгодным, стоимость купленных машин оказалась выше средней рыночной.
С таким результатом предприятие подошло к зимнему периоду. Кстати, на подготовку машин к уборке снега, закупку пескосоляной смеси и другие необходимые работы требуется 40 млн рублей. Получается, что уборка снега этой зимой под большим вопросом. А еще предстоит решать вопрос с уборкой мусора.
Кто заменит «Экотек»
Как прозвучало на заседании комитета, компания «Экотек», занимавшая около 70% орловского рынка вывоза ТБО, уходит из областного центра. Дома МУП ЖРЭП «Заказчик» будет обслуживать «Экотранс». «Первая городская управляющая компания» решила создать собственное предприятие по сбору и вывозу мусора, уже закупаются машины и нужное оборудование.
«Спецавтобаза» сможет вернуться к работе в частном секторе, но только когда ее счета будут разблокированы.
Груз ответственности
Второе предприятие, работа которого вызывает у депутатов много вопросов, – МУП ЖРЭП «Заказчик». Главную претензию высказала руководитель КСП Орла Татьяна Успенская.
По ее словам, предприятие уже не первый год гасит долги за счет продажи недвижимости, которая когдато была передана муниципалитетом в хозяйственное ведение. Руководитель МУП ЖРЭП «Заказчик» Юрий Чемеров на это ответил, что имущество продают судебные приставы, а не само предприятие. К тому же сейчас встает вопрос о том, чтобы муниципальная УК приняла на обслуживание более 80 брошенных домов. Юрий Чемеров заявил, что он, как руководитель, против, поскольку это только ухудшит финансовое состояние предприятия. Депутаты согласились с его опасениями, но дали понять, что в сложившейся ситуации иного пути не будет. Обслуживание брошенных домов ложится на плечи администрации, а значит, переходит в ведение муниципальной УК.
Из МУП в ООО
Кроме того, Юрий Чемеров попросил рассмотреть вопрос о смене правовой формы на ООО. Причина — в решении собственников, которые поручили УК заключить договор на обслуживание лифтов с определенной организацией. А при правовой форме – МУП – придется устраивать конкурс. Так что решение собственников может остаться невыполненным, что противоречит законодательству.
В этой части Татьяна Успенская с Юрием Чемеровым согласилась, вопрос будет решен в ближайшее время.
Плату за наем повысят
В продолжение темы обслуживания жилья депутаты рассмотрели вопрос об увеличении платы за наем муниципальных квартир. В 2015 году эта плата повысилась в несколько раз: с 50 копеек за квадратный метр до 78 рублей в зависимости от благоустройства. Тогда это аргументировалось необходимостью внесения платы на капитальный ремонт. В бюджете на это денег не было, поэтому решили возложить плату на плечи нанимателей жилья. Теперь необходимость повышения объясняется ростом цен и тем, что повышение не противоречит приказу Минстроя, который установил среднюю плату по стране около 30 рублей за квадратный метр.
Увеличить плату предлагается на 1 — 1,5 рубля. По мнению депутатов, это не приведет к серьезным финансовым последствиям для нанимателей. Если сейчас в среднем плата за наем составляет 300 рублей в месяц, то после повышения среднее значение составит 330 рублей.
Вероника Иконникова