В последний день ноября на сцене театра «Свободное пространство» состоялась премьера спектакля «Месяц в деревне» по пьесе И.С. Тургенева.
Такое случается редко – чтобы в одном спектакле сошлось все: вечный сюжет любовного треугольника, режиссерское его воплощение, прекрасное решение пространства сцены молодым художником Лизой Дцузевой и, наконец, слаженный актерский ансамбль.
Режиссер спектакля Галина Зальцман не ошиблась, передвинув временные рамки действия на сто лет вперед: перипетии драмы, случившейся в жизни отдыхающих, вполне вписались в предложенное режиссером и художником морское побережье с шумом прибоя, криками чаек, песнями Мирей Матье из транзистора, рыбалкой и простором для запуска воздушного змея.
Несмотря на то, что такого драматургического материала на этой сцене не было давно, отдельные актеры и весь актерский ансамбль оказались на высоте – им веришь.
Все в спектакле крутится вокруг страстей вполне благополучной молодой женщины Натальи Петровны. Они же и двигают сюжет. Любимая мужем и 17-летней воспитанницей Верочкой, много лет обожаемая другом семьи Ракитиным, она живет тихой однообразной жизнью и ничего не собирается в ней менять. И все длилось бы так и дальше, не появись в ее семье студент Беляев (Андрей Григорьев), принятый на лето в учителя к сыну. И размеренная жизнь в одночасье рушится.
На пресс-конференции, предваряющей премьеру, Елена Симонова призналась, что мечтала об этой роли еще в студенчестве, но тогда педагог видел в ней только Верочку. Зато сегодня актриса очень уверенно играет умную, тонко чувствующую женщину, вдруг осознавшую, как скучна ее жизнь, как тяготит не только устоявшийся порядок, но даже общение с бесконечно деликатным и терпеливым Ракитиным (Максим Громов). Через испуг и душевное смятение к ней приходит понимание, что в ее жизни нет любви, которую, как оказалось, она страстно жаждала.
Но это чувство зарождается еще в одной женщине – чистой и невинной душе Верочки. В первом акте Наталья Билык врывается на сцену безмятежным подростком в шортиках и маечке и с восторгом сообщает о скором запуске змея. За время спектакля эта девочка переживает столько, что к финалу превращается в потухшую женщину, из которой насильно извлекли и предали огласке весь свет ее первого чувства. Тяжелый ватник на ее плечах смотрелся как символ уготованного ей жалкого прозябания с мужемболваном в прекрасном исполнении Николая Рожкова.
Создатели спектакля очень бережно отнеслись к тексту и ремаркам автора пьесы, и если где и допустили некоторую водевильность, так только в показе Большинцова, незадачливого жениха Верочки, компаньонки Елизаветы Богдановны (Мария Козлова) и бездарного доктора Шпигельского, у которого «не все больные мрут». Сергей Козлов в образе шута при здоровых и щедрых клиентах – одна из самых ярких работ спектакля. Как и роль заслуженной артистки России Нонны Исаевой. Она играет озабоченную свекровь Натальи Петровны, которая боится за честь простодушного сына (Михаил Артемьев) и, подозревая близкую беду только в Ракитине, настаивает на его отъезде. И Ракитин бежит от своей любви, как это делает и юнец Беляев, глухой к чувствам Верочки и напуганный страстями взрослой женщины. И она остается одна без всякой надежды вернуть утраченный душевный покой.
Валентина Новошинская