12 декабря в Орле состоялись публичные слушания по проекту бюджета на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов. В них приняли участие почти триста жителей города.
Основные параметры
Как отметил мэр города Василий Новиков, открывая слушания, тема бюджета так или иначе касается каждого жителя областного центра.
– Сегодня главная задача для нас — обеспечение максимальной открытости при формировании этого документа, – подчеркнул он. – При этом важно понимать, что в течение ряда лет он составляется в непростых условиях снижения темпов роста экономики, как в областном центре, так и в стране в целом.
Заместитель главы администрации города Артем Митасов проинформировал, что, согласно проекту, бюджет города на будущий год предполагается бездефицитным. Доходы и расходы прогнозируются в сумме 4,1 млрд рублей.
В будущем году прогнозируется снижение доходов на 18,1%. В основном сокращение произойдет изза ожидающегося сокращения безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней. Налоговые и неналоговые доходы, согласно проекту, могут снизиться на 1,2%. Здесь уменьшение прогнозируется в основном по строке «реализация муниципального имущества и земельных участков».
Одним из главных источников дохода городского бюджета является налог на доходы физических лиц. К сожалению, в муниципалитет отчисляется не более 15% от общей суммы, собранной на территории города. Как отметил Артем Митасов, администрация города обращалась в областной Совет народных депутатов с инициативой внести поправки в региональный закон и увеличить отчисления муниципальному бюджету. Это помогло бы решить многие проблемы. Однако положительного решения по этому вопросу пока не принято.
Расходы города в 2018 году планируется сократить на 35,4%. Тем не менее муниципальный бюджет сохраняет социальную направленность. На социальнокультурную сферу планируется направить 3,3 млрд рублей, или 81,9%.
В частности, на образование — 2,9 млрд рублей, что составляет 72,5% общего объема расходов бюджета. Основная часть этой суммы – зарплата сотрудников образовательных учреждений.
Бюджетные ассигнования на сферу культуры определены в размере 184 млн рублей, на социальную политику — 192 млн, на ЖКХ — 176 млн (в частности, предусмотрен крупный проект — строительство очистных сооружений на Веселой слободе), на физкультуру и спорт — 3 млн.
Объем муниципального долга прогнозируется в сумме 2,2 млрд рублей. Его обслуживание обойдется городской казне в 212 млн рублей.
Болевые точки
Как отметила в своем докладе председатель Контрольносчетной палаты города Орла Татьяна Успенская, данный проект бюджета не учитывает все принятые расходные обязательства. Так, здесь отсутствуют ассигнования на выплату субсидий транспортным организациям, взносы на капитальный ремонт, организацию переселения граждан из аварийного жилья по решениям судов.
Кроме того, администрация города предлагает с 1 января 2018 года приостановить действие ряда решений горсовета, которые устанавливают дополнительные социальные выплаты, не отнесенные к обязательным расходам муниципального бюджета: питание школьников, помощь малоимущим гражданам, инвалидам и семьям, имеющим детейинвалидов, при оплате коммунальных услуг и др.
Как пояснил Артем Митасов, по федеральному закону, дополнительные меры социальной поддержки могут быть приняты только при условии, если в бюджете останутся средства после исполнения обязательных расходов. Таких остатков в муниципальной казне на данный момент нет.
Также Татьяна Успенская отметила, что предельный объем муниципального долга, установленный бюджетным кодексом, в проекте бюджета не превышен. Однако объем привлеченных кредитов приближен к критическому значению и составляет 99,6% предельного объема муниципального долга. Кроме того, она предложила увеличить суммы отчислений в городской бюджет от муниципальных предприятий, имеющих стабильную прибыль (например, МУП «РОУ»), дивиденды по акциям, которыми владеет город, а также навести порядок в системе взимания платы за наем муниципального жилья.
В целом перед слушаниями и во время них было внесено более ста предложений и замечаний. Все они рассмотрены и внесены в итоговый документ публичных слушаний.
Окончательное решение по принятию бюджета вынесут депутаты горсовета на ближайшей сессии. Однако и эти финансовые параметры не будут окончательными — в течение года, как правило, в бюджет вносятся поправки по мере его исполнения.
Мэр города Орла Василий Новиков:
– Федеральное законодательство достаточно серьезно ограничивает доходную базу муниципальных образований. За последнее время не произошло никаких изменений, совершенствующих межбюджетные отношения с целью укрепления местных бюджетов. А это не создает стимула для социальноэкономического развития муниципальных образований, поскольку основная часть налогов, собираемых на территории муниципалитета, поступает в бюджеты других уровней. Так, если в 2003 году в бюджет города поступало 30% налоговых доходов, собранных на его территории, то в 2015 году этот показатель снизился до 12,1%, а в 2016 году – до 11,5%. При этом отчетливо прослеживается политика, направленная на ужесточение условий получения финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. Безусловно, все это усложняет условия формирования наших финансовых планов. Вместе с тем мы продолжаем активно сотрудничать с региональным правительством и областным Советом по вопросам увеличения доли отчислений в городской бюджет налоговых доходов либо оказания финансовой помощи городу. В первую очередь — на исполнение расходных обязательств, которые по закону не являются полномочиями города, но имеют большое социальное значение. Это порядка 260 млн рублей в год.
Елена Маслова