Педагог высшей категории Дома детского творчества Заводского района Орла Александр Панфилов стал лауреатом Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».
До этого он победил в заочном федеральном этапе конкурса, где участвовали 229 педагогов из 66 российских регионов. Панфилов стал одним из 60 финалистов, приглашенных в город ХантыМансийск, где с 4 по 7 декабря проходил финальный тур. Он представлял номинацию «Техническая»: 11 лет Александр Панфилов руководит единственным в Орле детским радиотехническим объединением.
Открытый урок
– Спортивное радиодело – почти исчезающее направление в системе дополнительного образования, – поясняет Александр Александрович. – Это подтвердил и конкурс. По моей заявке организаторы с трудом раздобыли необходимую для открытого урока аппаратуру. И это в городе, первым в России открывшем детские кластеры высоких технологий.
На открытый урок к финалисту пригласили воспитанников хоккейной ДСШ, далеких от технического творчества. Пришли с неохотой, а после звонка не хотели уходить. Еще бы: за полчаса они узнали, как их орловские ровесники весной этого года провели в своем городе международный фестиваль «Русский путешественник» и в его рамках вышли на связь с космосом; как проводят радиолюбительские слеты, участвуют в радиоперекличке городовгероев; познакомились с азбукой Морзе. Педагог так увлеченно говорил о значении телеграфной связи, что некоторые ребята ушли с урока, почти уверенные: в начале сотворения мира было не слово, а сигнал. Урок, как и выступления Александра на остальных состязаниях финального тура, был высоко оценен и членами жюри, так что по итогам конкурсных испытаний Панфилов был награжден не только дипломом лауреата II степени и кубком, но и специальным дипломом «За проявленную активность, творческую инициативу, стремление к созидательной деятельности, неиссякаемый педагогический поиск и качественную подготовку к мероприятиям всероссийского уровня».
Командная победа
Александр рассказал, какой дружный у них коллектив и сильный методический отдел, как помогали ему в оформлении портфолио, съемке презентации, подготовке творческого номера. В коллективе так силен командный дух, что на финальный тур вместе с победителем была откомандирована и методист Наталья Комеко.
– Да, местным педагогам дополнительного образования можно позавидовать – материальная база для развития детского творчества здесь несопоставима с нашей, – делится впечатлениями от поездки Наталья Вадимовна. – Тем значимее победа Александра: в наших скромных условиях – и лучший педагог в стране.
Придумывай, я помогу!
Интерес Александра к технике начался с игровой приставки «денди», купленной родителями. Однажды телевизор сломался, и Саша самостоятельно, по инструкции, починил его. Потом это случалось не раз. Подростком он пришел в радиокружок Дома творчества Заводского района, которым руководил Альберт Давыдович Соболев, мастер спорта по радиоделу. Его слова «ты придумывай, я помогу разобраться» стали главными и в работе Панфилова, пришедшего в 2009 году на смену своему наставнику. К тому времени Александр окончил аграрный университет и факультет дополнительного образования. У него ответственная инженерная должность в «Орелэнерго», и не все понимают, зачем после трудового дня он два раза в неделю спешит к ждущим его мальчишкам.
– У детей еще нет понятия «невозможно», поэтому в своих проектах и фантазиях они гораздо смелее взрослых, – говорит Александр Панфилов. – Я учусь у них и немного завидую: мне уже не подняться до этого состояния – быть как дети.
Помимо базовых знаний по радиотехнике и радиосвязи, воспитанники Панфилова приобретают опыт работы с радиоэлектронными ресурсами, развивают приобретенные в школе навыки по проведению исследовательских и экспериментальных работ, изучают основы моделирования, схемостроения, программирования, робототехники, строения радиопередающих и приемных устройств. Здесь осваивают правила участия в международных соревнованиях, работы в радиоэфире на двух языках. Полученные знания ребята применяют на практике: напрямую общаются с космосом, участвуют в крупных соревнованиях по радиоспорту, создали и наполняют свой сайт.
Остается время и для работы по индивидуальным программам: ктото мастерит металлоискатель, кто то мигающую гирлянду или робота, а умные часы Антона Кадырова даже были отмечены наградой всероссийского технического конкурса детей и юношества.
Никто не знает, из какого сора…
Это Панфилов о материалах, из которых его воспитанники собирают свои изделия. С нескрываемой завистью говорит о дорогостоящих наборах «Лего»: из них собирают своих роботов дети ХантыМансийска. Будущие орловские кулибины о таких наборах только мечтают, а работают с дешевыми материалами, старыми или самодельными деталями. Их наставник видит в этой ситуации и положительный момент: отсутствие нужных материалов требует от детей большей изобретательности, заставляет искать новые возможности для реализации своих задумок.
– К сожалению, финансовое положение не позволяет нам улучшить материальную базу наших технических объединений, – комментирует ситуацию завуч Дома творчества Ирина Ткачева. – И не только их. Сегодня по 60 программам в 53 объединениях у нас получают дополнительное образование более трех тысяч детей, и только 260 из них – на платной основе. Поэтому финансовую помощь родителей направляем, прежде всего, на участие в конкурсах и фестивалях. На остальное средств пока не хватает.
Сейчас к профессиональному конкурсу «Сердце отдаю детям» готовится педагог дома творчества Инесса Ершова, и ей помогают всем коллективом. Так что скоро здесь вполне возможен новый повод для общей радости.
Валентина Новошинская