В последние недели на повестке дня общественных обсуждений, совещаний в муниципалитете и в публикациях СМИ на первое место выходит тема транспортного обслуживания населения. Есть повод снова отметить основные болевые точки в работе пассажирского транспорта города.
Вечером оставайся дома
В начале января на должность и.о. начальника отдела транспортного обслуживания населения и связи назначен Виталий Гришаков. Его предшественник продержался чуть больше двух месяцев и покинул место по собственному желанию.
Виталий Гришаков обладает опытом в этой области — данную должность он занимает не в первый раз. Однако хозяйство ему досталось беспокойное.
К примеру, на последнем рабочем совещании 23 января глава администрации Орла Александр Муромский поднял вопрос о соблюдении графиков по вечерам — уж очень много жалоб поступает от жителей города.
Как доложил Виталий Гришаков, анализ движения маршруток в вечернее время показал, что графики соблюдаются на 6070%. Причем более ответственно частные перевозчики работают на рентабельных маршрутах. Нерадивым подрядчикам регулярно направляются предписания и претензии, на них налагаются штрафы.
Глава администрации, как и жители города, подобным положением дел недоволен.
— По контрактам должно быть выполнение не менее 90%. Выбирать самые рентабельные маршруты и не обслуживать остальные — это не подход. Меня такой ответ не устраивает, — подчеркнул он.
Александр Муромский поручил управлению городского хоязйства и транспорта пристально следить за ситуацией. В случае, если перевозчики не исполняют в должной мере свои обязанности, расторгать контракты в одностороннем порядке.
Новое и старое
Всего в Орле пассажирский транспорт сейчас обслуживает 34 маршрута муниципальной сети. Ежедневно на линию выходит около 350 автобусов. В основном это машины частных перевозчиков. Муниципальное предприятие ПАТП1 находится в стадии банкротства.
В начале января с предпринимателями были заключены прямые контракты на перевозку пассажиров. То есть фактически были продлены уже существующие договоры без проведения нового конкурса — законодательство допускает такую возможность.
Как пояснил Виталий Гришаков, их срок действия составит 10 месяцев. При заключении контрактов были объединены рентабельные и нерентабельные маршруты. На четырех линиях – № 5, 9, 11, 16 – курсируют низкопольные автобусы для людей с ограниченными возможностями здоровья (с расписанием можно ознакомиться на официальном сайте администрации города в разделе «Транспорт»).
Хотя в целом в городе была сохранена существующая с прошлого года система движения пассажирского транспорта, некоторые изменения все же произошли. Автобусный маршрут № 23 продлен до остановки «санаторий «Лесной». Маршрут №7 «909 квартал – улица М. Горького» отменен вовсе. Это уже вызвало немало нареканий со стороны орловцев, живущих в районе конечной остановки троллейбуса №6, куда раньше также ходила маршрутка №7.
Как рассказывают жители микрорайона, в движении троллейбуса нередки перебои. В этом случае приходится идти пешком до ул. 60летия Октября, в том числе и с детьми, что, учитывая морозную погоду, установившуюся в последнее время, сложно назвать приятной прогулкой. Орловцы, живущие в той части ул. Горького, уже собирают подписи за возврат автобуса №7.
Еще одна новая деталь городского пейзажа — электронные табло на остановках. Устройства должны показывать, как скоро прибудет тот или иной автобус. Их установили в середине декабря, но работать они пока не начали. По словам Виталия Гришакова, табло будут функционировать уже через несколько дней — сейчас для устройств приобретаются симкарты.
Благоустройство остановок
В Орле продолжает действовать муниципальная программа комплексного развития транспортной инфраструктуры на 20172025 годы. В рамках ее реализации в прошлом году на остановках были размещены расписания движения автобусов, установлены новые павильоны на остановках «Ул. 1я Курская», «Стадион «Динамо», «Ул. Емлютина», «Пер. Южный», «Школа № 35», «Промбаза» на ул. Раздольной, «По требованию» на Наугорском шоссе, 48. Кроме того, были сделаны заездные карманы у остановок «Микрорайон «Болховский» и «По требованию» на Наугорском шоссе, а также обновлены дорожные знаки у 14 остановочных пунктов.
Однако реализовать удалось не все планы прошлого года. На аукционы по обустройству заездных карманов на остановках «Ул. Емлютина» и «Ул. Лескова», по адаптации остановок для маломобильных групп населения (300 тыс. рублей) и по замене аварийных опор контактной сети (1 млн рублей) не было подано ни одной заявки. Однако у муниципалитета в этом случае еще есть возможность завершить проекты путем заключения прямых договоров без конкурса.
Как отметил Виталий Гришаков на январском заседании комитета горсовета по экономической политике и развитию предпринимательства, в данный момент также разрабатывается перечень объектов, которые будут обустроены по этой программе в 2018 году. Он пообещал, что при корректировке реестра маршрутов будут учитываться обращения жителей города.
Депутат Орловского городского Совета Тимур Нерушев:
– Самым ощутимым нововведением для жителей города в этом году стало увеличение стоимости проезда до 17 рублей. Однако одним из главных условий при принятии такого решения депутаты назвали улучшение качества обслуживания пассажиров. Произошло ли это? Как мы видим, графики движения соблюдаются неполностью, водители позволяют себе курить и разговаривать по телефону во время движения, автобусы нередко выходят на маршрут грязными. Считаю необходимым внести в договор с перевозчиками дополнительный пункт о качестве обслуживания.
Елена Маслова