Два года орловец Владимир Кузнецов командовал автомобильными батальонами по снабжению советской армии, исполнявшей интернациональный долг в Афганистане.
Под постоянными обстрелами, через высокогорные перевалы, по узким горным дорогам над пропастью военнослужащие автомобильных войск доставляли бойцам боеприпасы, медикаменты, продовольствие и горючее.
Автомобильные войска
Сегодня подполковник в отставке Владимир Кузнецов нянчит внуков, выращивает овощи и ухаживает за любимым фруктовым садом. Но когда он проходит под рамками металлоискателей в крупных аэропортах, его каждый раз останавливают и внимательно досматривают.
– Приходится объяснять, что никак эти металлические предметы извлечь я не могу… Рамки срабатывают на осколки афганской гранаты, которые ношу в себе уже почти 30 лет, – усмехается он.
Владимир Кузнецов окончил Орловский строительный техникум по автомобильной специальности в 1970 году, а через год по ускоренной программе – Рязанское командное военное автомобильное училище. Служить пришлось в разных частях Евразии: Ленинград, Германия, Восточная Сибирь, Белоруссия.
В 1987 году он, уже подполковник, начальник автотранспортной службы 5й танковой армии Белорусского военного округа, отправляется в Афганистан. Владимир Кузнецов занимает должность начальника автотранспортной службы 40й армии, которая была сформирована именно для выполнения интернационального долга. В Афганистане ему подчиняются все автомобильные батальоны по подвозу материальных средств. Кузнецов проводит расчеты автотранспорта для подвоза и вывоза различных грузов, регулярно лично сопровождает колонны.
– А привозить приходилось все. В горах не было даже дров — их доставляли из Советского Союза. Именно по автомобильным дорогам в основном осуществлялось обеспечение 140тысячной армии, которая находилась тогда в Афганистане, – рассказывает Владимир Михайлович.
Горный край
Главная транспортная артерия к Кабулу проходила через перевал Саланг с длинным тоннелем в горах Гиндукуша, который воиныавтомобилисты до сих пор вспоминают с содроганием. Он находится на высоте почти 4000 метров, дороги идут по серпантинам.
– Особенно трудным было движение колонн зимой. Крутые обледеневшие подъемы и спуски длиной до 20 километров, постоянная лавинная опасность, – вспоминает подполковник в отставке. – Не легче было и летом. Люди испытывали огромные нагрузки. Температура воздуха поднималась выше 40 градусов, а в кабине автомобиля — еще больше. Песок, как пудра, забивает нос — дышать нечем. А когда начинает дуть ветер, который называли «афганец», – почти никакой видимости, а дорога – над пропастью. Но колонна должна идти по назначению в любом случае: солдаты ждут снабжения. И так — несколько суток в рейсе, сутки отдыха – и опять в путь. К тому же — постоянные нападения со стороны душманов, которые знали эти горы как свои пять пальцев. Водители снимали бронежилеты и вешали их на боковые стекла кабин справа или слева – в зависимости от того, с какой стороны вероятнее всего открывается стрельба на данном участке. Много водителей погибало в рейсах — по несколько сотен в год.
Сам Владимир Кузнецов не раз лично сопровождал колонны. По его признанию, страшно во время обстрела было только в первый раз, а потом освоился — это стало даже привычным, частью службы.
«Черные тюльпаны»
Самой запоминающейся операцией было сопровождение колонны из 700 автомобилей до города Файзабада, где располагался наш контингент. Высокогорный перевал был доступен только один месяц в августе. Грузы для целого полка и для города доставлялись лишь один раз в год.
Сначала воинские подразделения проводили зачистку, по возможности отбивали дорогу у моджахедов. Затем наводились новые мосты над ущельями. На некоторых участках дорога была настолько узкой, что машины преодолевали повороты на трех колесах — четвертое висело над пропастью. Кроме того, — упорные бои. Здесь погиб товарищ и земляк Кузнецова подполковник Александр Ферко. Владимиру Михайловичу лично было доверено сопровождать «груз 200» – тело друга – на Родину.
– Погибших перевозили в специальных самолетах, их называли «черными тюльпанами». Душманы в них, как правило, не стреляли: знали, что там за груз.., – говорит Кузнецов.
За эту операцию подполковник Кузнецов был награжден орденом «За службу Родине» III степени и афганским орденом Красного Знамени.
Довелось ему принимать участие в подготовке вывода советских войск из Афганистана. Однако окончание этой операции он смотрел по телевизору в военном госпитале.
4 февраля 1989 года на окраине Кабула мятежники в очередной раз обстреляли автоколонну. В ходе скоротечного боя подполковник Кузнецов получил осколочное ранение и был отправлен в Ташкентский окружной госпиталь.
После выздоровления он продолжил службу в армии, потом вышел в отставку, вернулся с семьей на родину, в Орел. Здесь служил в управлении МЧС, откуда вышел на пенсию. Теперь надевает погоны и награды только по праздникам.
– Хочу пожелать всем воинаминтернационалистам, служившим в Афганистане, забыть все, через что пришлось пройти, хотя понятно: забыть это нельзя. Ну и крепкого здоровья – это самое главное, – улыбается подполковник.
Елена Маслова