Через два года девятиклассники в обязательном порядке будут сдавать экзамен по иностранному языку.
О такой вероятности в августе прошлого года на общероссийском родительском собрании заявила министр образования Ольга Васильева, предположив, что «это будет серьезное испытание для страны». И хотя вопрос еще не решен окончательно, к «испытанию» уже готовятся школы и семьи нынешних семиклассников: именно им предстоит участвовать в пилотном проекте Минобразования.
Обязательно или по выбору
Заведующая отделом иностранных языков Орловского института развития образования Наталья Райдер полагает, что, скорее всего, сроки будут отодвинуты. Такое ответственное решение должно быть принято после проведения серьезных исследований качества образования по иностранным языкам и внесения изменений в существующие образовательные стандарты и программы. Всего этого пока нет. Следовательно, как и в прошлые годы, иностранный остается в числе предметов по выбору.
– В последние 2 года число девятиклассников, сдающих по выбору иностранный язык, увеличилось вдвое, – поясняет Наталья Александровна. – Это объясняется тем, что для того, чтобы продолжить обучение в профильных классах или классах с углубленным изучением иностранного, необходимо сдать этот учебный предмет. Такие классы в последние годы открыты во многих орловских школах.
Дефицитная профессия
Есть такие и в школе № 45, что на Прокуровке. В прошлом году из четырех параллельных пятых классов по результатам тестирования собрали один профильный с углубленным (пять часов в неделю) изучением английского языка. Директор Евгения Стародубцева с удовлетворением говорит о методобъединении учителей иностранного языка, которым руководит опытный педагог Анастасия Булкина. У трех из пяти специалистов – высшая категория, они регулярно проходят курсы повышения квалификации, а Анастасия Викторовна не первый год входит в состав комиссии по проверке экзаменационных работ школьников Орла.
– Наша школа пока не испытывает трудностей с учителями, – признается Евгения Александровна, – но многие мои орловские коллеги уже столкнулись с кадровым дефицитом. Если раньше директора школ «охотились» за хорошим учителем, то в последние годы становится проблемой просто закрыть вакансию. Пока терпима ситуация с учителями гуманитарных дисциплин, но математику, физику, химию скоро просто некому будет преподавать.
Непонятный перекос
Наталья Райдер разделяет тревогу директора школы: в регионе очевиден дефицит и учителей иностранных языков. В том числе и в Орле. В последние годы выпускники иняза не горят желанием приходить в большие классы, их гораздо больше привлекают переводческая стезя, работа в турагентствах, репетиторство, преподавание в частных языковых школах. Мотивация простая: нагрузка и зарплата несопоставимы со школьными. Если в классе меньше 25 учеников, то по нормам СанПиНа при изучении иностранного языка он не делится на две группы. В такой ситуации учителю трудно дать каждому даже базовые знания. Для сравнения: в языковых школах численность групп не превышает 46 человек.
Есть еще одно обстоятельство: иняз ОГУ готовит специалистов по трем европейским языкам – английскому, французскому и немецкому, но в связи с тем, что абсолютное большинство школ, сообразуясь с пожеланиями родителей, перешли на язык Шекспира и Киплинга, работу в системе общего образования получает лишь часть выпускников. Остальные трудоустраиваются вне школы. Поэтому в регионе из 864 учителей иностранного 532 преподают английский, 246 – немецкий и только 86 — французский. Во «французской» школе № 17 для дальнейшей мотивации его изучения даже ввели часы английского. Для Орла, у которого давние партнерские связи с немецким и французским городами, такой перекос в пользу английского малопонятен. Куда логичнее было бы расширять эти связи, обмениваться не только официальными делегациями, но и учителями, лучшими студентами, школьниками, устраивать более активное общение с носителями немецкого и французского языков.
Предмет без предмета
Так говорят об уроке иностранного языка, который интегрируется практически со всеми школьными дисциплинами – от информатики до физкультуры. Например, на уроках Ксении Ветрюк из школы № 27 с английским уклоном дети свободно ориентируются в музее мадам Тюссо, составляют географические кроссворды, рассуждают об этикете, знают историю королевства Великобритания. И таких педагогов, как Ксения Александровна, в Орле и регионе становится все больше. Они ежегодно принимают участие в профессиональном конкурсе «Учитель года», становятся его финалистами и победителями. Но хороший учитель, убеждена Наталья Райдер, лишь половина успеха в изучении иностранного языка. Самому школьнику нужно осознать: для чего ему это нужно. Понимание приходит, как правило в старших классах, и тогда изучение языка становится более осознанным.
Как это случилось с Аней Орловой из школы № 45. Еще в шестом классе девушка определилась с будущей профессией, в которой ей понадобится свободное владение иностранным. Пять лет посещала занятия в языковой школе, принимала участие в олимпиадах. Сегодня Аня – одна из лучших учениц по английскому языку в своем 11м классе. Но школа предоставляет шанс и тем, кто не имеет возможности обучаться частным образом. Утвержден директором и действует график дополнительных занятий учеников 9 и 11 классов по подготовке к ГИА, и снова в числе других предметов по выбору значится и английский язык.
…Вопрос, вынесенный в заголовок, когдато задала мне дочьшкольница. Это случилось после урока английского, на котором учительница, недовольная ответом нерадивого ученика, заметила, что «даже Маугли научился говорить». Мы открыли «Книгу джунглей» Киплинга и узнали, что за три месяца юноша освоил словарь жителей местного селения. Для него, выросшего среди зверей, научиться говорить было гораздо труднее, чем выучить иностранный язык уже владеющему речью. Просто у героя был мощнейший стимул: познание мира и общение с себе подобными. Самая главная привилегия и роскошь человека разумного. Этот стимул для изучения иностранного языка первичен и сегодня.
Валентина Новошинская