Орловские педагоги обменялись опытом работы по актуальным проблемам образования и воспитания детей-дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
От знания – к умению
Когда участники научнопрактической конференции подводили итоги, директор муниципального Центра психологопедагогической, медицинской и социальной помощи Зоя Овчинникова, посвятившая около сорока лет работе с «особенными» детьми, авторитетно заявила, что «если еще несколько лет назад в орловских школах и детских садах только теоретически представляли механизм инклюзивного образования, то сегодня педагоги дошкольных образовательных учреждений уже готовы делиться не только практическим опытом, но и авторскими наработками по включению в образовательную среду детей с ОВЗ».
Представленные на выставке несколько десятков работ – материалы мастерклассов для детей и родителей, круглых столов, семинаровпрактикумов, музыкальнофизкультурных фестивалей, домашних тематических гостиных, а также множество всевозможных оригинальных наглядных пособий – свидетельствуют о глубоком погружении педагогов в проблему адаптации детей с ВОЗ, стремлении понять их особенности, помочь не только детям, но и семьям.
Все лучшее – в «Надежде»
Местом для проведения научнопрактической конференции ее организаторы выбрали детский сад № 92 в микрорайоне «Новая Ботаника». Открытый в апреле 2016 года по программе 450летия Орла, он получил название «Надежда» и стал едва ли не самым успешным примером рачительного вложения «юбилейных» средств и, бесспорно, самым красивым и функциональным учреждением дошкольного образования в регионе. Здесь все самое современное: несколько входов с отдельным блоком для ясельных групп, мебель, кухонное оборудование, музыкальный, хореографический, спортивный залы, театральная и изостудии, экологическая лаборатория, сенсорная комната, бассейн…
Заместитель директора информационнометодического центра Татьяна Захарова не без основания считает, что детсад был вовремя и с высоким качеством работ сдан еще и потому, что за год до его открытия заведующей была назначена опытный управленец Лариса Сидякина. В профессии она уже более 20 лет, и это третий детсад, который Лариса Владимировна принимает из рук строителей.
Приемы разные – задачи общие
Новый садик стал и экспериментальной площадкой для обучения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и социальной их адаптацией. Это пока единственный в Орле адрес, где открыты две группы для детей с разными формами аутизма. И заведующая, и коллектив детсада осознают, что процесс их социализации – сложный и длительный, требующий от них персональной ответственности. С детьми ежедневно работает бригада специалистов – логопед, психолог, дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, тьютор, воспитатели. У них разные приемы и техники, причем много индивидуальных, но оздоровительные, образовательные и коррекционноразвивающие задачи они решают в комплексе – от простого к сложному. И настолько успешно, что рассматривается следующий этап интеграции этих детей в среду здоровых сверстников: их совместное обучение в школе. Если все сложится, как задумано, то в новом учебном году в школе № 52, которая соседствует с детским садом, впервые откроют класс детейаутистов.
Весь мир – в «своей» книге»
В «Надежде» делают все возможное, чтобы наравне со здоровыми детьми, которых здесь более трех сотен, обеспечить их ровесникам с ОВЗ все виды игровой, познавательной, творческой активности и возможности для самовыражения. Насколько это трудно, но необычайно интересно, показали мастерклассы, которые провели хозяева и их коллеги из детских садов компенсирующего вида, давно работающие с «тревожными детьми», инвалидами по зрению, с речевыми и двигательными нарушениями.
Секционные занятия показали, что дети с ОВЗ находятся в руках профессионалов, которые много знают и умеют. Так, в детском саду № 10 широко используют лэпбук, интерактивную тематическую книжкупапку с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать и перекладывать. Вместе с педагогами дети создают из разных материалов «свою» авторскую книгу, а через нее постигают окружающий мир. Несколько таких эксклюзивных пособий вызвали живейший интерес участников семинара и множество вопросов к их авторам, бесспорно, очень креативным людям.
В общую копилку
А в детском саду № 3 для развития детей с психическими нарушениями успешно применяются проекты, основанные на возможностях песочной терапии и тестопластики. Педагоги детсада № 6 презентовали тренинг по коррекции заикания, их коллеги из ДОУ № 79 пригласили на прогулку в саванну, специалисты детсада № 5 показали, как с помощью театральных кукол можно корректировать речевые нарушения, а мастеркласс воспитателей детсада № 85 превратился в «космическое путешествие».
Участники семинара познакомились также с авторскими игровыми технологиями своих коллег из ДОУ № 41, научились создавать тематический лэпбук «Я шагаю по Орлу», изготовленный педагогами детсада № 77.
Словом, конференция не только подытожила первый этап работы с детьми с ОВЗ, но и определила основные направления, по которым эта работа будет продолжена. А сборник, объединивший под одной обложкой методические пособия, авторские конспекты, памятки, рекомендации, инновационные проекты и сценарии, значительно облегчит работу тех, кто помогает социализироваться детям с ОВЗ. Лучшие материалы по теме конференции скоро будут размещены на новом сайте информационнометодического центра. Там же можно будет и пообщаться.
Валентина Новошинская