1 марта областной Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи отметит 20-летие своей деятельности. Большинство его клиентов – семьи из Орла.
– Он был создан в рамках программы оказания помощи детям, пострадавшим от чернобыльской аварии. За два десятилетия не раз менял название и некоторые направления деятельности, но всегда во главу угла ставилась бесплатная помощь специальным учебным учреждениям и семьям с проблемными или «особенными» детьми, – поясняет исполняющая обязанности директора учреждения Ольга Третьякова.
Без ремня и пряника
Выпускницей первого набора психологического факультета ОГУ пришла сюда в год открытия Центра Ольга Николаевна. Вспоминает, что когда стали продвигать свои сертифицированные услуги в районы области, то на первых порах ее коллег откровенно не понимали: зачем нужен социальный педагог или психолог, если есть ремень и пряник. Приходилось доказывать очевидное: детям с эмоциональными проблемами, фобиями и зависимостями такие средства воспитания не помогут — нужны научные подходы. Тем более, детям-инвалидам. Чтобы убедить в этом, сотрудники Центра сутками пропадали в районах, показывая, как можно и должно работать с проблемными детьми и их родителями, чем помочь учителям. Они ездили по учреждениям, участвовали в мониторингах, проводили семинары и тренинги, постоянно пополняли свой арсенал образовательных и просветительских программ.
БОС в помощь
Сегодня 30 сотрудников Центра обслуживают порядка полутора тысяч человек в год. Происходит это в ходе коллективных и групповых консультаций и тренингов в специализированных школах-интернатах Орла и области, на методических семинарах, а также на индивидуальных занятиях, которые посещают почти две сотни детей и их родителей. Например, к молодому психологу Анне Трухиной малышей не только приводят, но и приносят: она занимается даже с грудничками. Это дети с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна, задержкой развития. На личном опыте сотрудники Центра убеждают: практически все дети обучаемы, даже в случаях самых сдержанных медицинских прогнозов. Правда, за каждым крохотным шажком к цели – огромный совместный труд педагога и родителей.
Вдохновляют результаты работы с проблемными детьми и педагога-психолога Ирину Мордину. Как большинство сотрудников Центра, она тоже выпускница ОГУ, прошла специальные курсы и теперь работает с эмоционально неустойчивыми детьми.
– Эти проблемы успешно корректируются с помощью многих методик, в том числе и аппарата БОС (биологической обратной связи), – рассказывает Ирина Эдуардовна. – Игровые технологии БОС-терапии позволяют ребенку самостоятельно нормализовать не только психоэмоциональное состояние, но и речь, внимание, двигательную координацию.
Ирина уже не раз принимала благодарные слова, а самые популярные родительские признания в этих стенах на все лады повторяют вынесенную в заголовок фразу: «Вы – наше спасение».
Деликатная тема
Слышат ее и сотрудники службы психолого-социального сопровождения, которые имеют дело с жертвами преступлений или несовершеннолетними нарушителями закона. Руководитель службы Ольга Красотина и ее коллеги обеспечивают это сопровождение во время допросов и иных судебных мероприятий, при условном осуждении или в случае домашнего ареста. А дети, знакомые с алкоэнергетиками, по направлению наркодиспансера определенный срок находятся под опекой Центра, с некоторыми проводится и курс реабилитации.
Помимо знаний по педагогике и психологии, сотрудники этой службы владеют и необходимым юридическим минимумом, что позволяет им выступать в качестве экспертов. В частности, по факту совершения преступления именно специалисты Центра проводят психолого-педагогическую диагностику.
Подготовить к жизни
Такую непростую задачу педагогам интернатов помогают решать сотрудники методического отдела, и прежде всего Татьяна Миловидова и Валентина Андреева, ветераны Центра, его золотой фонд. Вместе с молодыми коллегами они делают все возможное, чтобы выпускники интернатов как можно быстрее и лучше адаптировались к взрослой жизни.
Татьяна Михайловна рассказывает и показывает, как интересно проходила областная акция «Моя семья» для воспитанников интернатов, какие признания – в рисунках, стихах, сочинениях – делали лишенные родительской любви и домашнего тепла дети. Педагоги считают: самый главный урок, усвоенный за эти годы сиротами, – это твердая уверенность в том, что они будут приверженцами здорового образа жизни, создадут крепкие семьи, станут хорошими супругами и родителями.
Удаленная школа
Это самая молодая структура Центра, она работает с 2009 года, когда по государственной программе в образовательные стандарты было включено и дистанционное обучение детей-инвалидов, у которых болезнь не отразилась на интеллекте.
– Дети-инвалиды даже из самой отдаленной глубинки получили возможность учиться у лучших орловских учителей-предметников, через Интернет участвовать в творческих конкурсах, общаться друг с другом, – говорит руководитель ресурсного центра дистанционного образования детей-инвалидов Нина Пилюгина.
Сегодня единственная в области удаленная школа, которая шесть лет назад начиналась с 50 детей и 10 педагогов, насчитывает 182 ученика с 1 по 11 классы и 130 педагогов-совместителей. Это лучшие учителя-предметники Орла и районных центров области, в основном специалисты высшей категории. Каждый ученик бесплатно обеспечен комплектом аппаратуры – компьютером, принтером, сканером, фото-и веб-камерами — в среднем на 140 тысяч рублей. Оплачивается и трафик Интернета. Только в Орле дистанционно обучаются 82 школьника, рассматривается еще 16 заявок.
Методист ресурсного центра Марина Лопатенкова – одна из учителей. Ее виртуальные подопечные – это 8 старшеклассников, выбравших для дополнительного изучения химию и биологию.
– Конечно же, каждый из педагогов, обучающих через экран монитора, – это больше чем учитель, – комментирует Марина Юрьевна записанные на видео уроки. – Сидящий в четырех стенах ребенок торопится пересказать нам домашние новости, показать свои рисунки или поделки, почитать стихи – среди наших учеников есть очень одаренные дети, лауреаты и победители творческих конкурсов.
Для своих учеников методисты-педагоги ресурсного центра делают гораздо больше, чем записано в их должностных обязанностях. Уже трижды они возили детей в Москву, ежегодно устраивают для них общую школьную линейку, всякий раз находя для нее новое место, например, кафедру психологии мединститута, Богатырскую заставу или Кривцовский мемориал. В этом году ученики принимают участие в конкурсе, посвященном 55-летию первого полета человека в космос, и сотрудники Центра уже хлопочут о поездке победителей в Звездный городок…
Валентина Новошинская