Победителем регионального конкурса «Учитель года» в этом году стала учитель истории школы №5 города Орла Екатерина Власова. Она будет представлять Орловщину на общероссийском этапе конкурса. О призвании, творчестве и уроках прошлого с педагогом поговорил корреспондент «Орловской городской газеты».
– Как и почему вы решили стать учителем?
– Интуитивно. Сама мысль зародилась у меня довольно рано — еще в первом классе. Вдохновила моя первая учительница. Это был педагог от Бога. Она давала детям не только знания, а то.., что невозможно даже передать словами. Мы с ней не только читали и писали, но постоянно творили — играли, пели, танцевали… Был интересный случай, который ярко характеризует ее. Когда она только набирала класс, воспитатели детсада отговаривали ее брать двух мальчиков из одной группы: они не смогут поладить друг с другом, драчуны страшные, испортят всю дисциплину… Она взяла их обоих в свой класс. Эти ребята потом не только ни разу не подрались, а даже подружились. Этот пример, конечно, вдохновил меня потом, уже в сознательном возрасте, когда я поняла, что это — мое.
– А чем же «это» – ваше? Что такого важного для вас в этой сложной профессии?
– Эмоции, эмоциональная отдача, когда дети смотрят на тебя с пониманием, с сопереживанием, с вопросом. Это не передать… А уж когда чтото получается у них или у нас вместе! Все это захватывает сильнее любого экстрима.
– Почему своей специализацией вы выбрали именно историю?
– История всегда оставляет возможность для размышления, полета мысли. Там нет однозначных ответов как в математике. И вот эта широта исторических вопросов, закономерностей, причин и следствий меня поразила еще в школе. Я тогда читала очень много исторической литературы, а уж когда начала преподавать историю, поняла, что это необъятная область знания.
– Зачем нам знать историю сегодня? Существует мнение, что нужны и ценны только прикладные науки, быстро меняющие жизнь людей здесь и сейчас: физика, математика, медицина… Как современному человеку может помочь знание прошлого?
– У истории есть главная прикладная функция, с важностью которой сложно спорить, но которая работает, к сожалению, пока не так, как хотелось бы. Это возможность учиться на своих ошибках. Мир на протяжении веков переживает множество разнообразных событий, которые циклично повторяются. И вот когда на примере истории мы научимся это понимать и предотвращать, будет, наверное, тот самый идеальный мир, о котором мечтает человечество…
– Сейчас относительно нашей истории много различных домыслов, фантастических гипотез и научно несостоятельных теорий. Все это составляет так называемую «фолкхистори», которая весьма популярна и поддерживается даже некоторыми российскими телеканалами. Насколько опасны эти тенденции, по вашему мнению? И как учитель может противостоять им?
– На самом деле, я замечаю, что у современных школьников очень хорошо в принципе развито критическое мышление. Они умеют обращаться с информацией и фильтровать ее лучше многих нынешних взрослых… Когда на уроке речь заходит о всем известных телеканалах, которые транслируют невероятные исторические концепции, у старшеклассников чаще всего это вызывает смех. Мне кажется, что гораздо опаснее, когда переворачиваются лишь некоторые факты, историю переписывают лишь в некоторых фрагментах. Это создает правдоподобную, но искаженную картину. К примеру, очень много подобного встречается относительно истории Великой Отечественной войны. Моя задача — показать детям, что исторические условия тогда были таковы, что двух вариантов оценки этих событий быть не может: наша страна отражала внешнюю агрессию, советские люди сражались за свою свободу, независимость и возможность полноценно жить для своих потомков. Однако мы обязательно рассматриваем и человеческий фактор: читаем письма советского солдата и немецкого солдата. Ребята понимают, что война сама по себе — это одно из самых страшных и разрушительных явлений для всех сторон. Поэтому столь важно сохранить мир в будущем.
Кроме того, мы стараемся прививать ощущение, понимание истории и правильные ценности во внеурочной деятельности. У нас в школе уже три года действует проект «Разбуди память сердца», одним из организаторов которого являюсь я. Мы с ребятами создаем исторические концертные программы. К примеру, в прошлом году у нас был бал, посвященный культуре и быту XIX века. Для меня самой было сюрпризом, насколько сильно дети могут увлечься какойто темой. Конечно, я не требовала исторической достоверности костюмов — наряды того времени очень сложные. Но ребята сами старались сделать их как можно более «правильными». Подбирали нужные рюши, прически, перчатки, парни обсуждали шейные платки, искали булавки к ним и так далее. Это было чудесно! Когда они вот так увлечены какойто темой, история работает, работает на все 100%.
– Что самое сложное в вашей профессии?
– Найти время… Молодым педагогам я бы посоветовала в работе обязательно находить время для творчества. Да, сейчас учителям приходится заполнять немало бумаг. Три года назад, затевая проект «Разбуди память сердца», я поняла, что если сейчас я ребятам чтото не дам, если не смогу реализовать себя творчески, моя профессия сведется к написанию отчетов и заполнению форм… Но если в твоем учительстве есть творчество, все остальное не кажется сложным. Эмоционально бывает непросто — это правда. Но, опять же, если умеешь отдыхать и переключаться, со всем можно справиться. Я, например, увлекаюсь бисероплетением. Когда нанизываешь эти мелкие бусинки, большая часть отрицательной энергии уходит. К тому же, мой муж — тоже учитель истории. Мы понимаем и поддерживаем друг друга, создаем друг для друга настоящий тыл.
– Самое главное, чему вы хотели бы научить детей как педагог? Ведь не только знанию дат и исторических цифр?
– Объемному, разностороннему мышлению. История показывает нам, что чьито действия, которые человек считал правильными, могут обернуться бедой для многих других людей. Осознавать последствия своих поступков. Если люди научатся это делать, многие проблемы общества будут решены.
Елена Маслова