Об этом часто спрашивают наши читатели, сообщая о проблемах с ОСАГО. Вопросы возникают не только у автовладельцев, но и участников страхового рынка. Видимо, поэтому недавно сразу в двух деловых изданиях («Форбсе» и на портале «Банки.ру») появились публикации президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, где он подробно рассказывает о ситуации в отрасли. «Орловская городская» выбрала главное.
Убыточный тариф
По словам Игоря Юргенса, сегодня на рынке ОСАГО осталось 59 компаний (14 лет назад было 240). И сейчас их внимание сосредоточено на выправлении ситуации с автогражданкой. ОСАГО уже давно тормозит изза хронической недостаточности тарифа, но в прошлом году страховщики впервые ушли в глубокий минус.
Их сборы по ОСАГО снизились на 3% за год, а суммы выплат выросли с утроенной скоростью (9% в 2017 году). При этом пени, штрафы, неустойки и накладные расходы в структуре выплат по суду уже превысили 50%. Средняя выплата в ОСАГО в 2017 году увеличилась на 10% – с 69 000 до 75 800 рублей, а средняя премия упала на 4% — с 6032 рублей до 5800 рублей.
Многие из тех, кто остался на рынке, сознательно снижают свою долю. К примеру, прежний лидер, «Росгосстрах», несколько лет назад контролировал треть рынка автогражданки, сейчас его доля едва превышает 10%.
ОСАГО сдерживается не рыночными методами, а по социальным основаниям. В ближайшие годы необходимо поставить ОСАГО на рыночные рельсы, чтобы рынок нашел равновесную цену, а ОСАГО стало базовым каско и приносило благо автовладельцу, не будучи убыточным для страховщика, считает глава РСА.
«Черные автоюристы»
В прошлом году были внесены поправки в закон об ОСАГО, касающиеся натурального возмещения. Предполагалось, что таким образом удастся побороть «черных автоюристов». Но этого не случилось.
– В процессе согласования закона столько было введено ограничений, что многое из задуманного просто не работает. Сервисное техобслуживание не укладывается в отведенное законом время, так как многие запчасти нужно заказывать, а детали просто не приходят вовремя. Ограничение в 50 км до станций техобслуживания в некоторых регионах абсурдно. Например, Волгоград растянут на 100 км. Как тут уложиться? – рассуждает Игорь Юргенс.
В итоге мошенники нашли новые способы, чтобы тащить страховщиков в суд. Когда максимальное возмещение по ОСАГО было 120 тысяч рублей, таких преступлений было около 15%, а сейчас, когда можно «накрутить» 400 тысяч рублей, – уже 30%. Извлечение денег из аварий стало бизнесом. Появились целые преступные группы, которые поставили иски к страховщикам на поток.
Мошенничество с электронными полисами
В прошлом году были запущены обязательные продажи электронного ОСАГО. В 1 квартале 2018 года число заключенных договоров автогражданки в электронном виде выросло в 4,5 раза – до 3,4 млн штук по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил Юргенс.
Действительно, поначалу было немало сбоев в работе сайтов страховых компаний и в базе данных РСА. Улучшению ситуации помогло создание системы «eОСАГО Гарант», которая позволяет совершить покупку через сайт РСА в случае сбоев на сайте компании, куда обратился клиент. Либо если у этой компании закончились «электронные бланки» (то есть номера полисов).
Но и в этой сфере появились новые формы мошенничества: подделка электронных документов и фальсификация данных в заявлениях на заключение договоров ОСАГО при оформлении через интернет. Активизировались и недобросовестные посредники, которые якобы помогают автовладельцам заполнить форму заявки, а на деле зарабатывают на этом.
Мошенники начали массово регистрировать в интернете сайты по продаже ОСАГО, копирующие сайты страховщиков. За девять месяцев 2017 года было выявлено и заблокировано более 700 таких сайтов.
– Сейчас ситуация с мошенничеством и злоупотреблением правом перешла все мыслимые пределы. Страховщики потеряли около 40 млрд рублей изза мошенничества в сфере ОСАГО, – сообщил Игорь Юргенс.
В прошлом году РСА совместно с Банком России провел серию межведомственных совещаний в регионах по проблемам с ОСАГО. В правоохранительные органы направлено более 8100 заявлений по фактам страхового мошенничества, по ним возбуждено 1565 уголовных дел, большинство касается ОСАГО.
Памятка для автовладельцев при покупке полиса ОСАГО:
- страховая организации должна иметь лицензию на право осуществления ОСАГО (если лицензия приостановлена или отозвана, то страховщик не имеет права заключать договоры страхования);
- проверить наличие лицензии у страховой организации можно на сайте Банка России;
- оформляйте полис ОСАГО в официальных офисах продаж страховых организаций или у уполномоченных представителей страховых компаний;
- представители страховых организаций (страховые брокеры или агенты) должны иметь соответствующие полномочия на право реализации полисов ОСАГО;
- проверять информацию о принадлежности полиса ОСАГО страховой организации, его статусе, а также заключенном договоре страхования ОСАГО можно на сайте Российского союза автостраховщиков – www.autoins.ru/ru/osago/polis;
- не рекомендуется приобретать полис через курьеров, а также оплачивать его наличными. Рекомендуется производить оплату перечислением страховой премии на счет страховой компании;
- предъявление заведомо поддельного полиса ОСАГО в страховую компанию для получения возмещения является преступлением, предусмотренным ст. 159.5 УК РФ (страховое мошенничество);
- данные о страховании не будут переданы в информационную систему РСА (применяемую для расчета коэффициента «бонусмалус»), т. е. вы потеряете ранее накопленную скидку при страховании ОСАГО;
- управление транспортным средством без полиса ОСАГО подпадает под статью 12.37, ч. 2 КоАП РФ, которая помимо штрафа 800 рублей, предусматривает еще и запрещение эксплуатации транспортного средства;
- используя поддельный полис ОСАГО, вы лишаетесь страховой защиты в случае ДТП;
- обнаружив на руках поддельный полис, обратитесь в полицию с заявлением о мошенничестве.
Источник: РСА
Подготовила Людмила Федосова