Победителем регионального этапа конкурса «Воспитатель года» стала Евгения Шевчук. Она работает в детском саду № 91 города Орла. Евгения покорила жюри своим педагогическим проектом – она снимает вместе с детьми настоящие мультфильмы.
Инструмент
В профессию Евгения пришла осознанно. Педагогами трудятся ее дядя и сестра, поэтому она очень хорошо представляла сложности и радости работы с подрастающим поколением. Однако все равно решилась – общаться с детьми ей нравилось всегда.
– Воспитателем я работаю пять лет и замечаю, что даже за это, казалось бы, короткое время дети и родители изменились. Точнее, у детей изменились интересы. В среднем они стали более зависимы от гаджетов и компьютеров. Когда ребята приходят после выходных, рассказывают о самых важных для них домашних событиях. Ктото с воодушевлением говорит о том, что провел с родителями целый день в парке, а ктото – о том, что родители скачали новую игру… Я считаю, не очень хорошо, когда дети погружаются в виртуальный мир в столь раннем возрасте. Между тем что может быть полезнее для развития ребенка, чем глубокое, душевное живое общение, внимание родителей. Мы стараемся давать на дом задания, которые помогут родителям проводить с детьми больше времени. Например, посмотреть вместе мультфильм и обсудить его, чтобы ребенок смог поделиться какимито мыслями в группе, прочитать вместе сказку, посетить достопримечательности нашего города и тому подобное, – говорит Евгения.
Однако она уверена, что компьютерные технологии сами по себе не плохи и не хороши. Это инструмент, который можно использовать поразному. Сама она поставила достижения современной цифровой техники и природную склонность детей к фантазированию и творчеству на службу педагогике.
Детсадовская студия
Евгения и ее воспитанники сняли уже больше десятка настоящих мультфильмов.
– Только кажется, что это очень долго и сложно. Нынешние компьютерные программы позволяют создавать и монтировать видео довольно быстро. И то, что еще недавно было доступно только профессионалам в больших студиях, сегодня при некотором упорстве может освоить каждый, – рассказывает она.
Сначала вместе с ребятами определяют тему, придумывают сценарий. Потом размышляют, в какой технике будет создаваться мультфильм: станут ли главными героями уже живущие в группе игрушки, а может, персонажей картины ребята сделают из пластилина или с помощью оригами?
Дети активно участвуют в творческом процессе на всех этапах съемки. Они не только создают персонажей и декорации своими руками, но и выстраивают мизансцены. Передвигают персонажей на миллиметр для каждого кадра в соответствии со сценарием. Каждое положение героев воспитатель снимает на фотоаппарат, а потом в специальной программе кадры собираются в мультфильм. Остается смонтировать и озвучить. В озвучании также участвуют дети. На небольшой мультфильм у детсадовской творческой студии уходит неделя.
– Они знаете как ждут результат? К концу недели уже спрашивают каждые полчаса. Плоды трудов наших мы смотрим вместе. Ведь для ребенка сродни чуду смотреть свой мультфильм! Не какойто из интернета, а тот, в создании которого он сам участвовал, – говорит воспитатель.
Как рассказывает Евгения, проект по созданию мультфильмов дает хорошие результаты с педагогической точки зрения. Вопервых, дети учатся планировать и распределять свое время. Для того, чтобы создать мультфильм, необходимо последовательно выполнить несколько технологических процессов. Эти навыки пригодятся ребятам в школе – Евгения работает в подготовительной группе. Вовторых, у детей идет развитие мелкой моторики. Втретьих, детсадовцы учатся работать в команде – в одиночку мультфильм сделать сложно.
– Помимо всего этого у детей идет познавательное развитие. Прежде чем придумывать историю про какоето животное, мы читаем о нем, узнаем о его повадках, характере. Речевое развитие в данном случае также имеет большое значение, тем более, что я работаю в логопедической группе. Дети озвучивают мультфильм, работают над дикцией, добавляют личное актерское мастерство, – улыбается собеседница.
Похоже на чудо
Работать с детьми бывает непросто, однако Евгения не видит себя ни в какой другой профессии.
– Я чувствую, что это мое призвание. У меня был опыт работы в офисе за компьютером и… мне кажется, это гораздо тяжелее. Когда ты сидишь на одном месте, смотришь в этот светящийся квадрат, а часы на мониторе как будто замерли… С ребятами я все время в движении: беседы, прогулки, творчество! Это, конечно, колоссальная ответственность, ведь то, что мы заложим в детях сейчас, послужит их развитию в будущем. Но когда ты видишь, как они меняются, как ребята, которые приходят к нам, почти не разговаривая, а уходят, болтая без умолку, как твоя работа дает живые результаты… Это похоже на чудо!
По признанию Евгении, сейчас самым сложным бывает найти общий язык не столько с детьми, сколько с родителями. Многие считают, что в детском саду с детьми «просто играют» и к труду воспитателей относятся свысока. Однако Шевчук уверена:
– К каждому можно найти подход. Сейчас у нас отличные отношения с родителями всех воспитанников. Мы организуем для родителей дни открытых дверей, праздники. В любом случае, если ты делаешь свою работу хорошо, ребенок меняется. Родители не могут этого не заметить.
Елена Маслова