Одноименным спектаклем по пьесе Александра Вампилова ОГАТ им. И.С. Тургенева 20 июня завершил 203-й сезон и попрощался со зрителями до осени.
Молодой питерский режиссер Артем Петров мог бы по примеру многих более опытных коллег перенести сюжет этой недооцененной пьесы драматурга в наши дни и «оторваться» в показе проблем и нравов современной студенческой молодежи.
Но Петров очень бережно отнесся к первоисточнику и восстановил время юности поколения своих родителей – студентов 70х годов ХХ века. Когда молодые мечтали о профессии геолога, который «солнцу и ветру брат», пропадали в лабораториях, готовя прорыв в науке, душевно пели под гитару, не смеялись над шутками пошляков, а давали понять, что им не место в приличной компании. Наконец, когда за воровство и взятку должностному лицу давали реальные сроки, а вполне благополучная жена ректора (Светлана Мартюшева) печалилась о том, что посвятила себя не ученому, а заурядному администратору (Виктор Межевикин), воюющему с одаренным студентом Николаем Колесовым.
Эта роль – громкий дебют Александра Аксиненко на сцене ОГАТ. Собственно, молодому актеру и вживаться в образ не было необходимости: он только что окончил актерское отделение ОГИКа. Эмоциональный, импульсивный, обаятельный, признанный лидер курса и любимец девушек – таким показывает Аксиненко своего героя. Он вбегает на сцену и увлекает своим задором Таню (ее эмоционально сыграли обе исполнительницы – Марианна Еремеева и дебютантка Анастасия Ребракова), «самую красивую девушку», которую он пообещал привести на свадьбу друга. Здесьто все и начинается…
В эксклюзивном интервью Артем Петров признался, что задумал спектакль, как прощание с юностью, которая имеет право на иллюзии и ошибки, на уязвимость слов и непонимание окружающими поступков молодого человека. Здесь со многими все происходит в первый раз: первая свадьба и развод, первый привод в милицию, первое свидание и первая крупная ссора с отцом, первый уход из дома и первая встреча с человеком другого мироощущения (роль частника Золотуева в ярком исполнении Андрея Царькова). Единственное, что позволил себе режиссер, – он «прощание» дополнил и «прощением». Оскорбленная в своих чувствах Таня все же сумела простить Колесова и дала ему шанс начать отношения сначала.
«Домашний» Тургенев
Если пьеса Вампилова недооценена, но все же известна, то премьера сказки Ивана Тургенева «Людоед Микоколембо» стала событием в истории современного театра: 19 июня в ОГАТ она была поставлена на профессиональной сцене впервые.
Режиссерпостановщик спектакля Игорь Черкашин пояснил, что «Людоед…» – одна из нескольких пьес, написанных Тургеневым для домашнего театра Полины Виардо.
Эта милая сказка о таких непреходящих ценностях, как добро и зло, любовь и коварство, верность и предательство, могла быть показана и раньше, как это случилось с опереттой Тургенева «Последний колдун», в 1993 году впервые поставленной на сцене ОГАТ. Но до последнего времени известны были только отрывки из нее и упоминание о присутствии на премьере «Людоеда…» кронпринца Австрийского со свитой.
Благодаря сотрудничеству с зарубежными тургеневедами французский текст либретто попал в Орел и театр заказал его перевод. Музыку написал композитор Владимир Баскин, а художникпостановщик Юрий Сопов придумал чудесные декорации и костюмы. Захватывающее действие, дополненное хорошей музыкой, живыми голосами и хореографией, вызвало эмоциональную реакцию детей – первых зрителей спектакля.
Художественный руководитель театра Игорь Черкашин не скрывает: добиться успеха у такой взыскательной публики, как дети, было трудно. Только сказочным действием их не увлечешь, нужны и соответствующая сценография, и спецэффекты.
– Начиная работу над спектаклем, мы вкладывали свои деньги в надежде, что областное управление культуры не подведет с обещанным финансированием, – поясняет Игорь Анатольевич.
Черкашин все же надеется, что обещанные средства в театр придут, и труппа сможет начать новый сезон без финансовых проблем. Уже начались репетиции инсценировки по повести Пушкина «Дубровский», есть и другие задумки.
В целом худрук доволен очередным театральным сезоном, хотя жилось трудно. Зато насыщенно: репертуар был составлен с учетом интересов всех групп зрителей. В сегодняшней афише театра –спектакли по русской и советской классике, произведениям современных авторов, музыкальные постановки, сказки. Вдохновляют и зрительские отзывы по итогам гастролей в Воронеже и Смоленске, и результаты участия в ХII театральном фестивале в Тамбове, где дипломов удостоены заслуженный артист РФ Николай Чупров и актриса Ольга Форофонова. ОГАТ первым получил и учрежденную в этом году премию имени Г.Р. Державина «За сохранение традиций русской театральной школы».
Валентина Новошинская
Фото Олеси Суровых