В Орле прошла юбилейная экспозиция Товарищества орловских художников
За 30 лет, прошедших с момента создания ТОХ, в этом творческом объединении появились понастоящему яркие, талантливые мастера.
Портрет на фоне юбилея
Яркие декоративные работы Олега Маслия как раз из тех, мимо которых не пройдешь расслабленным шагом скучающего обывателя. Зрительный нерв в зале с картинами Олега неожиданно испытывает некое потрясение. Причем не только от общего мажорного золотистого, «парадного» строя работ художника, но и от их необычных сюжетов. От причудливого хитросплетения кельтских орнаментов, «колючих» готических шрифтов, пожелтевших артефактов эпохи Возрождения, расцвеченных удивительными пестрыми бабочками и экзотическими цветами. Что и говорить, «гремучая смесь» для человека, настроившегося полюбоваться на очередной куст сирени. Вглядываясь, понимаешь, что мастер устроил для тебя некий квест. Иначе для чего на своих полотнах разместил как многочисленные загадки, тесно перевитые с мифологией различных народов и религий, так и ключиподсказки, позволяющие понять сюжет, и если не целиком раскрыть, то хотя бы приоткрыть замысел. Удивляет и своего рода трехмерность изображения, связанная с особой технологией и декоративными материалами, помогающими мастеру сделать его вещи неповторимыми.
Пробудить интерес
– Мое творчество не зависит от повседневной жизни и мироощущения. Оно скорей всего идет параллельной линией, – рассказывает Олег Маслий. – Я наоборот пытаюсь уйти от повседневности, не замечать серости и неразберихи, суеты и банальности. Когда сажусь за холст, все остается в другой жизни. Я ухожу в прошлое, «окунаюсь» в мифы и предания. Конечно, большое влияние оказывают прочитанные книги, услышанные истории, фильмы. Для меня интереснее прошлое, зарождение чеголибо, чем то, во что все это вылилось. Основы и первоисточники важнее, чем интерпретации и искажения. Мои работы – это разговор со зрителем, попытка пробудить в нем интерес к чемулибо, что не все так однозначно и в лоб. Иногда за обычными вещами скрывается столько интересного! Я хочу, чтобы как можно больше людей задумалось об этом. И на выставках (я вижу это) никто не остается равнодушным к моим картинам. Так или иначе, возникают вопросы. Даже если это вопрос – что я пытался сказать своими работами? В принципе, это и есть причина моего творчества: я пробудил интерес.
Золото на голубом
Станковая живопись – только часть творчества Олега Маслия. Немалое место в его багаже занимают настенные росписи. Художник, по его признанию, украсил более сотни стен не только в частных квартирах, но и в интерьерах кафе, офисов, бассейнов. Работает не только кистью, но и аэрографом, причем использует уже не масло, а акриловые краски и позолоту. Впрочем, это уже технические детали. Что до живописи, то ею Олег увлекается с детства. Выпускник орловского худграфа, свою учебу он успешно совмещал с работой декоратора в театре «Свободное пространство». Может быть, отсюда некая театральность, условность его работ?
– Свою живопись я называю декоративной, – продолжает художник. – Мне так проще изъясняться. Много образов и символов, которые настраивают на философский лад. И самое интересное, когда зрители видят в моих картинах чтото свое, свою историю. Ведь я не настаиваю на однозначной трактовке того или иного холста. Каждый видит то, что он хочет видеть! И чем глубже его увлечение книгами, философией, саморазвитием, тем больше он (зритель) видит в моих картинах. И это интересно. Я рассказываю какуюто историю – чаще из прошлого, часто вымышленную, то, что тронуло меня, – и если это пробуждает интерес, то это стимул к другим работам. Ведь так много еще хочется сказать…
Выставка как живой организм
По собственному признанию, профессиональным художником Олег стал ощущать себя с 2000 года, когда вступил в Товарищество орловских художников.
– Сделал это по настоянию друзей, которые уже были членами сообщества, – вспоминает мастер.
– До этого «варился в своем соку». ТОХ для меня – это прежде всего выставки, возможность показать свои работы зрителям, услышать их отзывы. Как, наверное, для любого художника, очень важно мнение других. Нравятся или нет твои картины, в том ли направлении движешься… И даже если хотя бы одному человеку придется по вкусу то, что ты делаешь, это значит много и подвигает тебя на новые работы. Для меня выставка как живой организм: я чувствую его движения, дыхание, улавливаю интерес. К товариществу мое отношение спокойное, другое дело – к художникам, членам этого объединения. Я уважаю каждого, кто пытается выразить свое мироощущение через холст. В любом виде. И не понимаю тех, кто губит свой талант и делает «проходные» вещи.
Андрей ТУРБИН
Фото автора