По объему налоговых поступлений за минувший год торговля в Орле вышла в лидеры, потеснив все остальные отрасли.
Устойчивое развитие
Как сообщил на недавнем рабочем совещании заместитель главы администрации Орла, руководитель финансовоэкономического управления Игорь Краличев, по итогам прошлого года предприятия торговли и общепита города перечислили в бюджеты всех уровней 3,9 млрд рублей, что на 38% больше показателя 2016 года. Доля торговли в общем поступлении налогов составила 24,6%, тогда как еще в 2016 году была на уровне 19%.
Потребительский рынок остается одним из наиболее устойчиво развивающихся секторов экономики города. Объем розничного товарооборота крупных и средних компаний потребительского сектора составил 44,1 млрд рублей, увеличившись относительно 2016 года на 3% в сопоставимых ценах и 6,8% – в фактических.
Плюсы сетевой торговли
Рост объема товарооборота обеспечивают в основном крупные торговые сети. Всего в Орле работают 113 сетевых компаний, которым принадлежат 819 магазинов. В частности, только в прошлом году в областном центре открылись пять новых магазинов «Магнит» и пять – «МагнитКосметик», 15 универсамов «Пятерочка», 16 магазинов сети «Красное и белое». А компания Х5 Retail Group, которой принадлежат магазины «Пятерочка» и «Перекресток», открыла на Новосильском шоссе высокотехнологичный распределительный центр площадью свыше 15 тыс. кв. м.
Среди плюсов торговых сетей Игорь Краличев называет ценовую гибкость, которая благоприятно влияет на продуктовую инфляцию. Сети постоянно проводят различные акции по снижению цен на товары, включая социальнозначимые продукты; предоставляют скидки пенсионерам. Кроме того, именно торговые сети внедряют современные технологии продаж и оборудование. Например, штрихкодеры, показывающие покупателю цену товара, или кассы самообслуживания. Динамичное развитие сетевой торговли создает конкурентную среду в отрасли, а это только на руку покупателям.
Поддержать малый бизнес
В Орле работают 58 торговых центров и комплексов. На их долю приходится примерно 60% торговых площадей города. Оставшиеся 40% занимают магазины шаговой доступности, которые в основном открывает малый бизнес. Например, в прошлом году в Орле предприниматели открыли 13 новых магазинов формата «у дома»: одни из них торгуют фруктами и орехами, другие — кондитерскими изделиями. Появились новые магазины автозапчастей, канцтоваров и учебников, товаров для животных.
Нестационарная торговля — киоски, павильоны, палатки – это тоже объекты малого бизнеса. Понятно, что сегодня ему непросто выживать в условиях конкуренции со стороны крупных сетевиков.
Чем же могут помочь местным предпринимателям городские власти? Этот вопрос обсуждали на минувшей неделе депутаты на заседании профильного комитета горсовета.
– С одной стороны, у нас хорошо развиты торговля и общепит, и вроде бы нет необходимости в развитии сети киосков и павильонов, но, с другой стороны, мы понимаем, что все это малый бизнес, который создает рынок труда для себя и небольшого количества работников. И если откажемся от них, мы просто погубим этих людей. Поэтому город разрабатывает схему размещения нестационарных объектов торговли, – сообщила начальник отдела финансовоэкономического управления администрации Татьяна Васильева.
На сегодня из порядка 520 нестационарных объектов 327 – включены в схему. Например, в ней предусмотрены 35 мест по продаже разливного молока, 17 — по реализации хлебобулочных и кондитерских изделий, 8 — для продажи мясной и молочной продукции, причем все они предназначены для орловских товаропроизводителей.
Ярмарочная сеть
Местным предпринимателям сложно попасть со своими продуктами на полки крупных торговых сетей. Поэтому ярмарки выходного дня – хорошее подспорье для малого бизнеса, местных переработчиков, фермеров и для горожан. В Орле попрежнему действуют три большие ярмарочные площадки. В августе планируется организовать еще одну – в Советском районе на ул. Октябрьской перед супермаркетом «Перекресток». По словам Татьяны Васильевой, этот вопрос согласован с жителями дома. Ярмарка на 25 торговых мест будет проводиться по субботам. УМИЗ уже объявил конкурс на выбор управляющей компании для нее.
Администрация города также поддержала инициативу Орловской торговопромышленной палаты об использовании под ярмарочную торговлю территорий возле крупных торговых центров (ТК «Европа», «Линия», магазины «Магнит» и «Пятерочка») и планирует включать в план размещения ярмарок новые площадки.
Местный продукт
В Орле доля товаров местного производства в общем объеме ассортимента продовольствия занимает от 15 до 90%.
В частности, по продуктам повседневного спроса их доля составляет:
- хлеб и хлебобулочные изделия — 85%,
- мука и крупяные изделия – 26%,
- мясо – 57%,
- мясо птицы — 13%,
- колбасные, мясные изделия и полуфабрикаты – 23%,
- молоко и кисломолочные продукты — 52%,
- масло животное — 23%,
- овощи (с учетом ярмарок и рынков) – 52%.
Людмила Федосова