Более века Иван Сергеевич Тургенев сохраняет статус одного из самых экранизируемых мировым кинематографом русских писателей ХIХ века. Наряду с Чеховым, Толстым, Пушкиным и Достоевским.
Бестселлеры немого кино
Зародившийся в конце ХIХ века кинематограф был тесно связан с литературой, и в первые 15 лет его биографии западные производители «синема» экранизировали немало произведений и русских классиков. Так, в 1908 году во Франции была снята пушкинская «Пиковая дама», в 1910 году там же вышел в прокат и первый фильм по произведению Тургенева – «Лейтенант Ергунов», а спустя три года итальянцы предложили миру экранизацию «Нахлебника».
Немного отставший от западного, зарождающийся российский кинематограф буквально набросился на отечественную классику, и в период немого кино все самые известные произведения русских писателей получили и киноверсию. Достаточно сказать, что в 1915 году только по произведениям нашего земляка было снято восемь картин, среди которых «Накануне», «Отцы и дети», «Первая любовь», «Вешние воды», «Песнь торжествующей любви». Интересно, что в том году рассказ «Клара Милич» был экранизирован двумя разными режиссерами. В целом же до войны на российских и зарубежных киностудиях произведения Тургенева вдохновили режиссеров на 20 экранизаций, причем «Вешние воды» и «Нахлебник» в 1924 году ставились одновременно в Италии и Германии. Последней довоенной экранизацией (1935 год) стал фильм Сергея Эйзенштейна «Бежин луг». К сожалению, его смогли восстановить только в качестве фотофильма. Впрочем, большинство картин немого кино или не сохранились вообще, или в незначительных фрагментах.
«Месяц в деревне»
Из 75 известных экранизаций произведений Тургенева чаще всего режиссеров привлекала история, рассказанная в комедии «Месяц в деревне». Ее экранизировали 16 раз, причем пять – в Великобритании, дважды – во Франции, по разу – в ФРГ, ГДР, Бельгии, Австрии, Венгрии, Финляндии. На отечественном экране эта пьеса известна работами трех больших режиссеров – Екатерины Еланской (1968 год), Анатолия Эфроса (1983) и Веры Глаголевой. Если в первых двух случаях речь идет о добротных фильмахспектаклях, то картина «Две женщины», вышедшая в 2014 году, является первой отечественной экранизацией этой во все времена волнующей истории.
На территории роскошной усадьбымузея композитора Михаила Глинки под Смоленском Глаголева собрала сильную интернациональную команду. В фильме снимались российские актеры Анна Астраханцева, Лариса Малеванная, Александр Балуев, британец Рэйф Файнс, француженка Сильви Тестю, причем последние добровольно выучили текст на языке оригинала, чтобы самим озвучивать свои роли на русском языке.
Лучшие образцы
Искусствоведы отмечают несколько наиболее интересных тургеневских экранизаций разных лет. Среди лучших – фильм «Рудин» с Олегом Ефремовым в главной роли, «Ася» (1978) с Еленой Кореневой и Игорем Костолевским, лента Юрия Грымова «Муму», драма «Отцы и дети». Снятая в 1958 году, картина запомнилась великолепной игрой известных актеров советского кино. В ней снимались Виктор Авдюшко, Алла Ларионова, Эдуард Марцевич, Изольда Извицкая, Бруно Фрейндлих, Георгий Вицин.
Спустя полвека режиссер Авдотья Смирнова вместе с Александром Адабашьяном написала новую инсценировку этого романа, который сняла в 2008 году в СпасскомЛутовинове и в Овстуге, поместье Тютчева.
В фильме снялись два поколения прекрасных российских актеров, среди которых Наталья Тенякова и Сергей Юрский, Андрей Смирнов, Анатолий Васильев, Александр Устюгов, Наталья Рогожкина, Екатерина Вилкова.
К 150летию Тургенева в 1968 году Андрей Кончаловский снял фильм «Дворянское гнездо». Это была первая советская экранизация романа звукового периода (немой фильм 1915 года не сохранился). Образ Лизы Калитиной, созданный дебютанткой Ириной Купченко, и полвека спустя остается самым пленительным в многоликой галерее «тургеневских девушек» отечественного экрана. Картина получилась красивой, светлой, лиричной и очень музыкальной – настоящее признание в любви дворянской и крестьянской России.
Среди девяти экранизаций повести «Первая любовь» специалисты отмечают советский фильм 1968 года, снятый Василием Ордынским. Участие в нем таких мастеров, как Иннокентий Смоктуновский (отец юного Вольдемара), Станислав Любшин, Александр Кайдановский, Ирина Печерникова в роли Зинаиды, придало фильму особый шарм. Уже в нынешнем веке киноверсии этой повести сняли в Канаде и Японии.
К 170летию писателя по повести «Вешние воды» вышли два интернациональных фильма. В одноименной ленте итальянских, французских и английских кинематографистов, принявшей участие в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, снимались мировые звезды Настасья Кински и Тимоти Хаттон, а в версии режиссера Евгения Герасимова «Поездка в Висбаден» с участием СССР, Австрии и Чехословакии главные роли сыграли Сергей Жигунов и Наталья Лапина. Интересно, что сценарий фильма написал Алексей Баталов.
Не оставил без внимания отечественный кинематограф и личность самого писателя. В ленте «Белинский» Григория Козинцева (1951) роль Тургенева исполнил актер Игорь Литовкин, в картине «Чайковский» (1969) писателя сыграл Бруно Фрейндлих, а в телесериале «Достоевский» 2011 года режиссер Владимир Хотиненко доверил этот образ актеру театра им. Вахтангова Владимиру Симонову.
Подготовила Валентина Новошинская