В выставочном зале музея Тургенева открылась уникальная экспозиция «Чудесное кинемо», посвященная Году кино
«Едва ли какое-нибудь другое изобретение было встречено с большим недоверием и даже пренебрежением, нежели кинематограф – живая фотография», написал в конце ХIХ века молодой Леонид Андреев, считавший «Великое кинемо» (немое кино) одним из важнейших достижений прогресса. Пройдет полтора десятка лет, и Андреев станет первым в истории русского кинематографа писателем, чье произведение экранизируют при его непосредственном участии как автора сценария.
Начинающий режиссер Яков Протазанов, которому предстоит стать легендой отечественного кинематографа, сделает Андрееву необычное по тем временам предложение – переделать для кино свою пьесу «Анфиса», с аншлагом идущую в одном из московских театров. Снятый в 1912 году, фильм «Анфиса» положил начало длинному списку экранизаций произведений Леонида Андреева, насчитывающему сегодня более пятнадцати названий. О съемках последнего по времени фильма «Иуда» рассказал исполнитель роли Понтия Пилата заслуженный артист РФ, актер муниципального театра «Русский стиль» Сергей Фетисов.
А потом научные сотрудники экспозиционного отдела Галина Павлова (на снимке) и Надежда Маслова показали интереснейшую выставку, представляющую в афишах, фотографиях, письмах и автографах хронику экранизаций произведений великих писателей-орловцев. И, прежде всего, Тургенева, вдохновившего кинематографистов всех времен и народов на 75 фильмов. После первого из них – «Песнь торжествующей любви», – снятого в 1912 году, начинающая актриса Вера Холодная стала звездой экрана. Проза Тургенева привлекала режиссеров и актеров всего мира. Так, повесть «Вешние воды» на разных языках экранизировалась восемь раз, по романам «Отцы и дети» и «Дворянское гнездо» снято по четыре фильма, повесть «Первая любовь» представлена в девяти вариантах, «Нахлебник» – в пяти, причем два раза снимали в Италии. Комедия «Месяц в деревне» имеет десять киноверсий, последняя из них – «Две женщины» – снята в 2014 году актрисой и режиссером Верой Глаголевой при участии коллег из Франции и Латвии.
Не меньше привлекала кинематограф и проза Николая Лескова.
«Леди Макбет Мценского уезда» несколько раз ставилась в России, этот сюжет вдохновил на оперу «Екатерина Измайлова» великого Шостаковича, свое видение русской драмы в 1962 году предложил великий польский режиссер Анджей Вайда. Несколько раз экранизировался «Тупейный художник», «Левша» – в игровом и мультипликационном вариантах. По роману «На ножах» снят 11-серийный телефильм, а картина «Очарованный странник» с Александром Михайловым в роли Ивана Флягина стала большим культурным событием в 1990 году. Это была ода русскому человеку, его душе и духу.
Представлены на выставке и экспонаты, связанные с экранизацией произведений Ивана Бунина. Выставка будет работать до 12 апреля.
Валентина Новошинская