Рождество Христово – один из самых светлых христианских праздников. В России этот праздник встречают с особым благоговением.
Большинство православных России, Украины, Белоруссии и ряда других стран встречают Рождество 7 января. Различие в датах празднования общехристианских праздников не означает изменения их религиозной сущности. Это характерно для произведений святочной направленности у многих писателей и, в частности, наших земляков.
На Орловщине колядовщики поют:
Христос рождается!
Им род спасен людской!
И сердце загорается
Любовью неземной.
И, вестница рождения,
Сияя красотой,
Горит звезда спасения
Над страждущей землей!
Проникновенны строки орловского пастыря – поэта Илии Васильевича Ливанского:
Рождество Твое,
Христе Боже наш,
Озарило Мир
Светом разума…
Наши писатели – орловцы также отразили этот праздник в своих произведениях. Так, И.А. Бунин в рассказе «Святитель» (7 мая 1924 г.) пишет: «И святитель сказал в ответ на их земное метание: Милые братья, хотелось бы мне послушать мои юношеские песнопения во славу пречистого Рождества Господа нашего Иисуса Христа, Красоты нашей неизреченной». Рождество в пределах предпразднества и попразднества отмечается у нас в России двенадцать дней(7 – 19 января) до праздника Крещения Господня. Это святки, или святочные дни. Как легки и позимнему свежи строки А.А. Фета, посвященные этим дням:
Помню я: старушка няня
Мне в рождественской ночи
Про судьбу мою гадала
При мерцании свечи…
«Бог – Творец мира», раскрытие понятия о небе и земле также встречаем у нашего земляка:
Ночь крещенская морозна,
Будто зеркало – луна.
Побегу: еще не поздно,
Да боюсь идти одна.
И.А. Новиков так отразил это событие:
Пришел желанный праздник:
Настало Рождество.
У мишек тоже – елка,
Они в семье сидят,
Друг друга поздравляют
И весело глядят.
Фет стихотворением «Спать пора, свеча погасла» продолжает святочную тему:
Твой хранитель, ангел Божий,
Прилетает по ночам.
Как и ты, дитя, пригожий,
Только крылья по плечам.
Наиболее полно религиознонравственные искания проявились в святочном творчестве Н.С. Лескова. Многие его рассказы этой тематики несут в себе «рождественскую проповедь», подводящую нравственный итог урокам правды и добра.
Так, рассказ «Зверь» впервые был напечатан в 1883 году с подзаголовком «Рождественский рассказ». В нем много автобиографического. Вот характерный пример сказанного выше: «Имея наш детский круг близ себя, священник задал нам вопрос: понимаем ли мы смысл песни «Христос рождается»? Оказалось, что не только мы, но и старшие плохо его разумели. Священник стал нам разъяснять слова: «славите», «рящите» и «возноситеся» и, дойдя до значения последнего слова, сам тихо «вознесся» и умом, и сердцем. Он заговорил о даре, который и нынче, как и «во время оно», всякий бедняк может поднесть к яслям «рожденного отроча», смелее и достойнее, чем поднесли злато, смирну и ливан волхвы древности. Дар наш – наше сердце, исправленное по его учению…».
Даже по этому отрывку видно, насколько интересны и полезны святочные рассказы писателя. Настала пора издать их отдельно. В святочный сборник непременно должны войти: «Неразменный рубль», «Пугало», «Приведение в Инженерном замке», «Запечатленный ангел», «Штопальщик». Этот список можно продолжить: «Грабеж», «Дух госпожи Жанлис», «Путешествие с нигилистом», «Маленькая ошибка», «Белый орел», «Отборное зерно», «Пустоплясы», «Обман», «На краю света».
О рассказе «Грабеж» (1887), созданном на орловском материале, сам Лесков признавался: «По жанру он бытовой, по сюжету – это веселая путаница; место действия – Орел и отчасти Елец. В фабуле быль перемешана с небылицею, а в общем – веселое чтение и верная бытовая картинка». А сын писателя Андрей Лесков назвал рассказ «заразительно веселой, чисто орловской панорамой»…
Завершая разговор на новогоднюю святочную тему, уместно упомянуть стихотворение орловца А.Н. Апухтина «На Новый год», датированное декабрем 1881 года:
И теперь меня мысль роковая гнетет:
Что пошлет он мне – новый, неведомый год?
Анатолий Мищенко