Инклюзивный спектакль волонтерского объединения «Альтаир» из Орла, которым руководит Елена Воробьева, занял третье место на всероссийском конкурсе «Доброволец России». А еще в этом году Елена стала победителем конкурса «Молодые лица города» в номинации «Доброе сердце».
– Елена, вы предполагали, что ваш проект ждет признание на уровне страны?
– Конечно, нет. Когда начинала работать с особенными детьми, просто хотелось разнообразить их жизнь, используя свои знания и навыки. У меня две специальности — музыкант и режиссер. До того, как пришла в Орловский реабилитационный центр для детей и подростков, работала в гимназии № 19. Пригласила на свои занятия с особенными детьми подростковволонтеров из этой школы, потом присоединился лицей № 1. Это со временем переросло в волонтерское объединение «Альтаир» для школьников. Сейчас у нас более 50 человек.
– Сложно было привлечь столько ребят?
– Сработало сарафанное радио — уже увлеченные подростки звали своих друзей и знакомых. Сначала к нам приходили ребята из двух школ, теперь — из 11ти. Волонтеры уходят, но крайне редко. Хотя мы сразу оговариваем: никто никого не заставляет, если некомфортно, всегда можешь уйти. Но, как правило, подростки с первого занятия вливаются в общение и творчество. Это нам, взрослым, может быть сложно найти общий язык с особенным человеком — у нас стойкие стереотипы, мы знаем, как жить «правильно»… А подростки — как глина. Они могут полгода прообщаться с ребенком с диагнозом, а потом спросить: «А что с ним не так?». Жаль, пока таких объединений для школьников немного. Потому проблема неприятия подростками непохожих на них людей попрежнему существует…
– Чем отличается ваше волонтерское объединение?
– В «Альтаире» все построено на творчестве. Волонтеры и особенные дети являются участниками театральной студии «Могу!». В этом году мы хотим привлечь к созданию нового спектакля родителей особенных детей. Им, я думаю, есть что рассказать обычным людям — хотя бы о том, что проблемы нашей жизни не такие уж тяжелые… Также в этом году мы открыли направление «Изобразительное искусство». Причем юные волонтеры, которые посещают художественную школу, учат рисовать особенных ребят. Я ничего в технике рисования, если честно, не понимаю, но мне кажется, получается очень красиво. (смеется) Планируем в этом году провести выставку работ наших подопечных. Есть ребята, например, с расстройствами аутического спектра — у них совершенно уникальный взгляд на восприятие красок, удивительные образы. У нас также есть педагог по вокалу. Участвуем в фестивалях — особенные дети поют вместе с обычными и вместе со своими родителями. Может, не очень профессионально, зато… от души!
– Расскажите о спектакле, который вошел в тройку лучших проектов всероссийского конкурса.
– В этом спектакле мы решили показать свое видение того, как живут особенные люди. Мало, кто из «обычных» людей это знает. Но спектакль получился не о жалости. Было уже четыре показа, в февралемарте планируем пятый. Точную дату еще не определили — сложно собрать на одной сцене почти 50 человек детей и подростков. Я думаю, наша победа — в первую очередь, это заслуга детей, которые готовили спектакль. Для них важно признание. Их теперь спрашивают: «Ты из того самого «Альтаира»?!». Они не без гордости кивают. Это стимул чтото делать дальше, не останавливаться.
– Как меняются участники вашего совместного творческого процесса — обычные и особенные дети?
– Когда волонтеры стали только приходить, для многих родителей и особенных детей было странно, что с ними здороваются и спрашивают, как дела. Обычно от них отворачиваются даже соседи по лестничной клетке. Особенные дети каждый раз очень ждут своих друзейволонтеров, общаются, обсуждают современные фильмы, игры, музыку — то, в чем я, например, ничего не понимаю. (смеется) Детиинвалиды становятся более открытыми. Если раньше они стеснялись чтото спросить, высказать свое мнение, то теперь могут даже предлагать свои творческие идеи. Дети из обычных школ становятся более вдумчивыми, они размышляют о том, что многим ровесникам даже не приходит в голову. Сейчас, например, мы создаем спектакль с участием родителей особенных детей. Хочется, чтобы они рассказали чтото о своей жизни. Я не думала, что обычных подростков так сильно зацепит эта тема! Им интересно, как складываются судьбы, как строятся отношения в семье, как семьи принимают беду и так далее. Сами подростки – участники спектакля очень много придумывают, пишут тексты, разрабатывают мизансцены именно с учетом потребностей особенных друзей. Я думаю, что такой опыт им в любом случае в жизни пригодится.
– Многие родители особенных детей отказываются водить их в кружки, даже редко выходят с ними на улицу. Как до них достучаться?
– Печально, когда такое происходит. Я была удивлена, когда к нам на занятия пришла мама с девочкой с синдромом Дауна. Они живут в двух домах от нас. Мы с моими детьми ходили чуть ли не каждый день гулять к ним на площадку, но я их ни разу не видела. Мама просто не ходит с ребенком на общую площадку. Ее можно понять, но я думаю, это ошибка. Еще к нам ходят заниматься несколько семей, у которых весьма высокий, как бы это сказать… социальный статус. И такое окружение может быть даже более жестоким, чем обычное. Однако эти родители умеют многое преодолеть. Первое время, когда пришла работать в Центр, я много плакала — было сложно справиться с эмоциями, жалостью. А мамы почти всех наших ребят такие позитивные, очень сильные! Наши спектакли как раз для того, чтобы достучаться до разных людей. Показать, что все равны и жизнь с диагнозом не заканчивается. К каждому ребенку можно найти подход. Например, у нас есть мальчик с ДЦП, который с трудом говорит, но отлично поет. Вот такой парадокс. И когда у него чтото получилось, в нем родилось такое желание чтото делать, развиваться, творить!
Елена Маслова