С 1 апреля структура платежной квитанции за услуги ЖКХ не меняется?
В последнее время в редакцию обращается много читателей с просьбой прокомментировать ситуацию с платой за энергоресурсы, потребляемые на общедомовые нужды в многоквартирных домах.
Дело в том, что с 1 апреля 2016 года эта плата, в соответствии с принятыми Госдумой РФ изменениями в Жилищный кодекс, должна перейти из состава платы за коммунальные услуги в плату за жилье.
Оплачивать ее жильцы будут по специальным нормативам, а за все, что расходуется в доме сверх утвержденного объема, будут рассчитываться управляющие компании. До указанного срока осталось меньше двух недель, однако, как отмечали все звонившие, о новшествах управляющие компании молчат или говорят, что «сами ничего не знают». Никто не знакомит потребителей и с нормативами расхода энергоресурсов на ОДН, которые обязаны были разработать субъекты РФ.
Всем люб не будешь
Действительно, предстоящие изменения с ОДН подтверждает и любой интернетпоисковик, стоит только набрать фразу «с 1 апреля 2016 года…». И об этих новшествах было известно еще год назад. Большинство потребителей ждут их введения с большой надеждой, что проблема с набившей оскомину платой за ОДН, наконец, будет решена. Практически не было нареканий и от ресурсоснабжающих организаций. После включения ОДН в плату за содержание жилья все обязанности по взысканию долгов с неплательщиков перейдут управляющим компаниям, и у ресурсников проблем станет даже меньше. Но зато для них, как острый нож по карману, – научно обоснованные расчеты нормативов. ОДН долгое время были их золотой жилой и с трудом верится, что они не потребуют, чтобы и новые условия были как можно лучше.
А вот у управляющих компаний к поправкам в ЖК и вовсе свои счеты. Вопервых, на них возлагается обязанность оплачивать в пользу ресурсоснабжающих организаций стоимость коммунальных услуг на ОДН независимо от собираемости средств с собственников. Это потребует от УК мобилизации технических и людских ресурсов, чтобы реализовать энергосберегающие проекты и технологии для снижения непроизводительных расходов; усиления контроля за платежной дисциплиной потребителей жилищнокоммунальных услуг. При этом весьма высок риск снижения доходов и как следствие – банкротства.
Хотя логика закона вполне понятна. Объем коммунальных услуг на общедомовые нужды напрямую зависит от надлежащего исполнения обязанностей по содержанию общедомовых инженерных сетей и оборудования, от своевременного выявления несанкционированных подключений, устранения утечек, проведения мероприятий по энергосбережению. Компания, не умеющая рационально организовать работу общедомового оборудования, обязана оплачивать свою бездеятельность (или непрофессионализм сотрудников).
Нормативы есть
Есть, разумеется, и реальные вопросы, которые поправками были проигнорированы. Как быть, например, с нормативами по отоплению? Сейчас эта плата не разделяется на плату за жилое (нежилое) помещение и ОДН, но вряд ли стоимость обогрева чердака или подвала может равняться обогреву жилого помещения. Были споры по строке «водоотведение на ОДН», которую то упраздняли, то снова восстанавливали.
Напомним, что в настоящее время затраты на потребление ОДН входят в состав платы за коммунальные услуги (п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). При этом размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, определяется в зависимости от наличия или отсутствия общедомового прибора учета (п. 4448 Правил). Тогда как после включения ОДН в состав платы за содержание жилого помещения граждане утратят право на расчеты исходя из фактических показаний. С этим, уверен, согласятся не все, что повлечет за собой массу судебных исков.
Между тем, как считают эксперты, при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды изобретать, в том числе и региональным властям, сегодня ничего не надо. Специалистами, в частности, из столичного Центра муниципальной экономики и права несколько лет назад уже был проведен расчет расхода ресурсов на ОДН. Например, научно обосновано, сколько воды нужно при использовании общего имущества в наиболее распространенных типах многоквартирных домов. На типовую пятиэтажку с учетом полива придомовой территории, промывки урн и номерных фонарей (!), протирки указателей (!) в год нужно 789 кубов воды. А в месяц — чуть более 65 кубов или примерно 1 куб на квартиру!
Откровенно говоря, мне лично и эти, якобы научно обоснованные расчеты, показались завышенными. А какие нормативы разработаны у нас? Увы, об этом ничего пока неизвестно.
Регионы не успели
Между тем появилась информация, что 16 февраля на пленарном заседании Госдумы РФ рассматривался законопроект, предлагающий отложить решение проблемы ОДН на более поздний срок. В пояснительной записке к этому вопросу говорится: «В связи с тем, что по состоянию на 1 сентября 2015 года не всеми субъектами Российской Федерации были установлены нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, законопроектом предлагается перенести срок вступления в силу положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с 1 апреля 2016 года на 1 января 2017 года».
А для того, чтобы установить нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, субъектам дали полгода. То есть, уже к 1 сентября 2016 года все они должны быть утверждены.
Профильный комитет по жилищной политике и ЖКХ Госдумы, поддержав перенос сроков введения изменений по плате за ОДН, в своем заключении указал еще одну причину нежелательности «досрочного исключения расходов граждан, связанных с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, из максимальных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги». Это, пишут депутаты, может повлечь за собой рост соответствующей платы граждан, который указанным действием перестанет быть контролируемым.
То есть, все может обернуться банальным досрочным скрытым повышением тарифов на коммунальные ресурсы, которые по закону могут расти только в июле. Но не произойдет ли то же самое и к очередному сроку?
Борис МУТАФ