Ученый Владимир Комаров своим примером доказывает: наука в Орле развивается. Уже много лет он занимается разработкой лекарств для животных. В прошлом году Владимир получил премию «Молодые лица города» в номинации «Свет знаний».
Династия
Владимир Комаров родом из Болховского района. Он ветеринарный врач в третьем поколении. Дед, отучившись год, начал трудиться еще в 60х, став впоследствии главным ветврачом большого хозяйства. Отец окончил среднее учебное заведение и тоже всю жизнь работал с животными. Владимир получил высшее образование, защитил кандидатскую и теперь работает над созданием лекарств для коров, а еще возглавляет всю научноисследовательскую часть ОГАУ.
– Когда был еще студентом, меня заметил замечательный орловский ученый, мой учитель профессор Борис Леонидович Белкин. Меня и еще нескольких ребят он пригласил помогать в разработке нового лекарства от мастита у коров. В любую погоду после занятий мы ездили на старенькой машине профессора в хозяйства по всей области, чтобы проверять, как действуют препараты, над которыми мы работали. После университета Борис Леонидович предложил мне поступить в аспирантуру. Как можно было отказаться работать дальше с таким человеком и продолжать учиться у него? – рассказывает Владимир.
Мастит — заболевание молочных желез у рогатого скота, которое приводит к серьезному ухудшению качества и уменьшению количества молока. В некоторых запущенных случаях молоко от больной маститом коровы может быть смертельно опасно для человека. Для хозяйств эта вызываемая микроорганизмами болезнь — настоящее бедствие. Если не удается вовремя вылечить, коров пускают под нож, а это большие убытки. Проблема усугубляется еще и тем, что микроорганизмы со временем становятся устойчивыми к лекарствам — требуется постоянно обновлять и совершенствовать медикаменты.
Меняться вместе с миром
Сегодня у Владимира Комарова три патента на изобретения (совместно с профессором Белкиным). Это различные лекарства для лечения мастита в разные периоды жизни коровы.
Однако для того, чтобы лекарство было запущено в производство, оно должно пройти государственную регистрацию. А это длительная и, самое главное, дорогостоящая процедура. Ученые ищут инвестора или спонсора, однако кризис дает о себе знать: пока желающих вложить средства в новый препарат нет.
– Современный ученый — он же теперь не только ученый. Мало придумать чтото новое и полезное. Ты должен еще и представить свое изобретение инвесторам, тем, кто может им заинтересоваться. Да, мы думаем, как лучше сделать упаковку, рекламные буклеты для выставок. Мир изменился и нам приходится меняться — иначе так и будешь плестись в арьергарде науки, – вздыхает Владимир.
Ни для кого не секрет, что науку сейчас не так, чтобы хорошо финансируют.
– Привыкаешь… Ищешь подработки, совмещение, дополнительные источники дохода. Но научноисследовательская работа затягивает. Радость от поиска правильного решения и открытия мало с чем сравнится. Бывает, уже пришел домой в общежитие с работы, помогаешь жене, а в голове мысли: может, попробовать сделать так? Или поменять дозировку? Или добавить чтото новое? Бывает, до двух часов ночи пишешь, читаешь, изучаешь публикации.
Прикладные потребности
И даже если пока нет возможности внедрить изобретение, научная работа продолжается. Десятки идей приходится отметать, потому что они не подтверждают свою эффективность. Нужное решение ищут методом длительных проб и ошибок.
– Сначала пробуешь действие вещества только на микроорганизмах, потом — на лабораторных животных и только потом выходишь на работу «в поле», проверяешь эффективность на нездоровых коровах — мы сотрудничаем с несколькими хозяйствами Орловской области. И на каждом этапе случаются сбои, снова и снова возвращаешься на предыдущую ступень: дорабатываешь, тестируешь, пишешь отчеты, дорабатываешь, тестируешь, пишешь отчеты.., – рассказывает мой собеседник.
Свободного времени у молодого ученого остается немного. Он любит проводить его с женой и дочкой, а по выходным ездит к матери в Болховский район.
– Труда в частном доме всегда много. У нас там хозяйство. Основная работа у меня не очень подвижная, поэтому в выходные люблю работать на земле. Это здорово помогает переключиться и снять напряжение, – поясняет Владимир. – Для меня лучший отдых — смена деятельности. Пассивной жизни себе не представляю. Еще люблю рыбалку и охоту. Когда остаешься один на один с природой, в тишине, можешь привести в порядок мысли. По работе дватри раза в месяц езжу в Москву — устаю от столицы. Рад, что у меня есть возможность вести исследовательскую работу в Орле. Не верьте, что настоящая наука только в больших городах или наукоградах. Мы здесь ближе к реальным проблемам производства, знаем его прикладные потребности. Может быть, нам отсюда, из провинции, лучше видно, над чем нужно работать в первую очередь.
Елена Маслова