В Орле подвели итоги муниципального этапа конкурса «Учитель года». Его победителем стал Сергей Шаров, учитель информатики и астрономии гимназии № 34.
Астрономия под фонарем
С проектом «Астрономия под фонарем» он стал лучшим из 33 конкурсантов. В астрономическом кружке Сергей предлагает ребятам посмотреть на небо в телескоп, сфотографировать Луну и узнать, кто из них мог бы стать лучником в армии Александра Македонского.
Курс астрономии в пятом классе он начинает с показа двух картинок: на одной изображен юный древнеегипетский пастух, а на другой — современный, хорошо одетый молодой человек. Спрашивает: чем они отличаются? Дети говорят, что один плохо одет, а другой модный, что живут они в разное время, отличаются качеством образования и прочее.
– Потом спрашиваю: сколько созвездий на небе может найти каждый из вас? Редко кто может обнаружить больше двух. «А этот бедный пастух знал наизусть все звездное небо и умел ориентироваться, сверяясь с ним», – говорю. На самом деле, хоть мы и живем в технически продвинутом веке, в среднем обычный человек знает и умеет не больше, чем люди прошлого. Задаю детям еще один вопрос: если мы случайно окажемся в прошлом, сможем ли доказать, что представляем более высокоразвитую цивилизацию? За нас все сейчас делают роботы и гаджеты: считают, определяют время, расстояние, доставляют нам домой воду и огонь, готовят… Начинают задумываться… Даже если оставить истории для детей, уже на самом высоком уровне признано, что средний россиянин знает о мире удручающе мало. А в интернете взрослые люди всерьез обсуждают, плоская ли на самом деле Земля, приводят доказательства… К счастью, в 2016 году в школьный курс вернули астрономию, – говорит Сергей Шаров.
Галерея Луны
Астрономия исчезла из российских школ еще в 1993 году. Сергей влюбился в этот предмет уже будучи студентом физмата.
Благодаря его настойчивым просьбам, гимназия приобрела телескоп, и астрономический кружок заработал понастоящему.
Так родился проект «Астрономия под фонарем». По сути, в этом названии содержится оксюморон: чтобы наблюдать небо, астрономы уезжают подальше от города с его искусственным светом. Сергей же своей работой показывает: если есть большое желание и настоящая любознательность — условия не помеха, можно смотреть на звезды и в городе. В данном случае — из самого дальнего уголка школьного сада. Там учитель рассказывает школьникам легенду: в армии Александра Македонского в лучники брали только тех, кто мог найти двойную звезду в «ручке ковша» одной из Медведиц. Коекто из детей находит.
Ребята с помощью телескопа самостоятельно фотографируют Луну в разных фазах. В этом году на научной конференции «МИФ» для школьников в ОГУ этот проектгалерея занял первое место.
– Мы также делаем фото ближайшей к нам галактики Андромеды. Фотографии получаются, но не такие красивые, как хотелось бы. Еще мы создаем своими руками модели Солнечной системы. Многие ребята не знают, как затянуть гайку или вкрутить саморез. Исправляем это. Доучились до того, что пытаются раскручивать телескоп, если отвернешься, – вздыхает учитель.
Небо, если ты смог его рассмотреть, притягивает и увлекает. Страсть к наблюдению за звездами остается с ребятами даже после того как они окончили школу. И неважно, с какой сферой деятельности связали свою жизнь.
«Умная теплица»
На конференции «МИФ» высоко оценили еще один школьный проект, которым руководит Сергей Шаров. Кроме астрономии, он преподает также информатику, а во внеурочное время со школьниками занимается робототехникой.
Сейчас они изучают, как работает «умный дом», и на его базе разрабатывают «умные теплицы».
Сергей показывает коробку с датчиками и проводами. Это анализаторы, которые считывают показатели окружающей среды: влажность почвы и воздуха, температуру, освещенность. Если какойто из параметров не соответствует норме, то «умная теплица» сама открывает или зашторивает окно, проветривает, включает полив или принимает решение пока не поливать растения.
– Так у нас почти без участия человека уже выросла рассада томатов! В будущем хотим включить в параметры, которые может анализировать «умная теплица», еще больше показателей, – делится планами Сергей.
Быть личностью
Работать в школу Сергея Шарова привела, по его словам, случайность.
– Я всегда тяготел к точным наукам и целенаправленно поступал на физмат. Если ты технарь, у тебя есть разные возможности, чтобы реализовать себя. Мне сразу было интересно на педагогической практике в университете. Потом, уже на пятом курсе, предложили поработать вожатым в летнем лагере. Тогда я и решил: пойду в школу. Работа с детьми дает огромную отдачу. Ты видишь результаты своих усилий в успехах учеников, в том, как они меняются, чего добиваются. Да, современные дети менее усидчивы, более прагматичны чем школьники предыдущих поколений. Но и их внимание можно привлечь, заинтересовать, зацепить. Учитель сам должен быть личностью, быть живым, интересным, гдето другом, гдето актером, но обязательно — лидером. Ребенок сам может не заметить, как у него начнут пробиваться крылья… Я не могу, если честно, вспомнить совсем уж трудных учеников. Бывает, что человек ничего не хочет, ничего ему не интересно, но это не в природе детей и подростков. Стоит посмотреть, чем ему помочь, может, проблемы в семье, – размышляет Шаров.
В вечной дискуссии, кто должен больше воспитывать ребенка — семья или школа, Шаров придерживается золотой середины.
– Безусловно, современная школа нацелена именно на воспитание личности. Важнее всего не просто запихнуть в голову юному человеку знания любыми способами, а научить учиться и думать — добывать и анализировать информацию. Но семью мы заменить не можем.
Елена Маслова