Житель Орла Денис Матвеев разработал проект, реализация которого позволит решить одну из серьезнейших экологических проблем – утилизацию старых автопокрышек. Дело за «малым» – найти инвесторов.
Гадкие лебеди
Скорее всего, человек, додумавшийся превращать старые автомобильные покрышки в «лебедей» и «цветники», так и останется неизвестным. Однако прижилось, совпало с непредсказуемыми эстетическими устремлениями граждан, и теперь резиновые птицы различной степени достоверности и изящества «украшают» своим присутствием многие дворы, бороздят каучуковыми попами «озера» газонов в берегах из желтых заборчиков.
Правда, вреда от декоративноприкладного упокоения покрышки больше, чем пользы. Более того, если бы вдруг появилось некое высочайшее повеление ВСЮ негодную авторезину утилизировать путем превращения в «лебедей» и расселять эту «милую красоту» в наших дворах, нас постигла бы настоящая экологическая катастрофа. Не абстрактная, а совершенно конкретная: мы начали бы терять здоровье – стремительно и безвозвратно.
Дело в том, что после «выхода на пенсию» автопокрышки начинают новую, весьма пакостную жизнь: они потихоньку разлагаются. Если процесс обращения в резинотехнический прах не форсировать, то атмосфера страдает не слишком (хотя на ярком солнце каучуковые миазмы ощутимы даже самым невзыскательным обонянием), а вот почва пропитывается всякой дрянью капитально. Грунтовые воды незримо разносят яды по полям и весям, а в результате редиска с приусадебной грядки невольно станет причиной больничноаптечных бед огородников. Срок разложения авторезины – около 100 лет.
К счастью, количество протекторных лебедей во дворах далеко от критической массы, едва ли они способны быть понастоящему вредны. Скорее, это топиарное украшение следует воспринимать как символ проблемы: куда девать старые автопокрышки?
Резиновые горы
Мы видим, что творится на орловских улицах. Автопарк неуклонно растет, машин все больше и все они, что характерно, передвигаются при помощи колес.
Жизнь свою авторезина измеряет не временем, а пробегом: 40 тысяч километров считается преклонным возрастом, а до 45 тысяч доживают редкие особи. Если же перевести это в привычную для человека систему летоисчисления, то окажется, что каждому колесу отведено четырепять лет активной жизни.
Констатировав клиническую смерть резины, владелец машины покупает новый комплект колес, а от старого так или иначе избавляется, не слишком о том сожалея. О том, КАК ИМЕННО избавляется, – чуть ниже.
В 2016 году по дорогам и бездорожьям Орловщины раскатывало 266 227 единиц зарегистрированных транспортных средств. Нетрудно сделать вывод, что каждые пять лет к превращению в резиновых лебедей оказывается готово около 1 350 000 автопокрышек. Арифметика простая: условные 270 тысяч машин умножаем на пять по числу колес (не забываем про запаску).
Спрашивается: куда же эта Джомолунгма негодной резины попадает после смерти?
Вариантов два (если не считать превращения в декоративное нечто на клумбе).
Не обремененные совестью автовладельцы оставляют утомленные жизнью комплекты покрышек где попало, чаще всего – неподалеку от собственного гаража. Зачастую в гаражных кооперативах стихийно возникают целые некрополи, причем в измерении, решительно не совпадающем с радениями городских коммунальных служб. Похоже, этим покрышкам уготовлен вечный покой, если только комуто не придет в дурную голову – из озорства или в силу общей озлобленности – свалку поджечь. Разумеется, через некоторое время доблестные огнеборцы из МЧС с возгоранием справятся, но начадить горящие шины успеют изрядно, а дым, возникающий при горении авторезины, токсичен как яд анчара. Более того, на том месте, где пламя превращало покрышку во множество летучих смертоносных химических элементов, в течение десяти лет не вырастет ни одна травинка.
Второй вариант избавления от негодной резины менее апокалиптичен. Сознательные автовладельцы добросовестно дотащат негодные колеса до ближайшей легитимной помойки, удостоенной регулярного вывоза мусора. В этом случае покрышки, в конце концов, окажутся на полигоне твердых бытовых отходов (так теперь называется свалка). А дальше…
… Старые автопокрышки, согласно законодательству, захоронению не подлежат. Надо сказать, что люди, принявшие это запретительное решение, не только руководствовались благими экологическими намерениями, но и имели к тому серьезные технические основания. Оказывается, негодная авторезина – тоже потенциальное вторсырье. Только для получения его требуются специальные технологические линии, не входящие в комплект удобств и оснащений ОБЫЧНЫХ мусороперерабатывающих заведений.
Не обладает такими линиями и наш регион. В результате, судьба автопокрышек, оказавшихся во владениях орловского полигона, довольно затейлива. Сначала, по мере поступления, резина складируется на площадях, иного предназначения не имеющих. Максимальный срок складирования резины, предусмотренный ГОСТами и иными серьезными бумагами, – 90 дней.
Нетрудно догадаться, что один раз в три месяца все автопокрышки со свалки вывозятся в некие дальние края, располагающие необходимым для перемалывания резины в нечто полезное.
Но, вопервых, транспортировка этих несостоявшихся «лебедей» – удовольствие недешевое, а, вовторых, процесс избавления от накопившихся завалов ни пользы не приносит, ни, тем более, прибыли.
Но нашелся в Орле неравнодушный человек, некто Денис Матвеев.
Проект «Луна»
Почему Денису не жилось спокойно, сказать трудно. Все, вроде, имеет: дом, семью, работу (Денис – менеджер в устойчивой к финансовым потрясениям фирме)… Но торкнуло чтото. И взялся этот сравнительно молодой человек за серьезный мониторинг проблемы. В итоге выяснил и вычислил, что создание в Орле предприятия по переработке негодных покрышек – затея не только экологически, но и экономически выгодная. Да к тому же сулящая горожанам тротуарные блага в гололедицу. Так возник проект «ЛУНА» – Локальная Утилизация Некондиционных Автопокрышек.
К сегодняшнему дню проект Матвеева – это уже не прожект; мечты и намерения конвертированы в конкретный бизнесплан, подкрепленный финансовыми расчетами, выполненными с учетом вероятных экономических рисков и наступлений обстоятельств необоримой силы. Все серьезно!
Если вкратце… Были установлены деловые контакты с российским производителем этих самых технологических линий, что позволяет не только утилизировать покрышки, не нарушая при этом контуров законодательства, но и получать на выходе резиновую крошку, востребованную во множестве полезных для Отечества производств.
Можно было бы долго перечислять области применения этого вторсырья (от покрытия спортивных кортов до изготовления сверхсовременных дорожных покрытий, не требующих ремонта), но ограничимся наиболее актуальным для наших муниципальных хлябей продуктом: травмобезопасная тротуарная плитка. Продукт переработки авторезины востребован и его с равным успехом можно продавать, а можно пользоваться самим.
Был проведен мониторинг нежилой недвижимости и его результаты обнадежили: найти подходящее для размещения оборудования помещение не составит труда.
Исследования «оборота» резины основных поставщиков – эксплуатантов крупных автопарков (строительные компании, муниципальные службы, сельхозпредприятия и т. п.) – показали, что рентабельность линии будет «зашкаливать».
Короче, было сделано все, чего серьезный стартап требует от людей, полагающих себя серьезными. Теоретическая платформа готова и утрамбована, дело за «малым» – найти необходимые для реализации проекта «ЛУНА» средства. Именно на этой стадии проект временно завис. Увы, областной бюджет ничего подобного не предусматривает ни по экологической, ни по инновационным статьям. Механизмы, способные привести в движение частную инициативу, громоздки и неповоротливы. Инвесторов придется искать среди предпринимателей, но предпримут ли они чтолибо?
Нам с вами в случае успеха достанутся чистый воздух, здоровая почва, редиска, которой можно не опасаться, и тротуары, не посягающие ни на здоровье, ни на человеческое достоинство.
Константин АНДРЕЕВ
Фото автора