Городской жилищный контроль проверяет качество работы управляющих компаний по заявкам жителей многоквартирных домов. Но только в тех, где есть муниципальная собственность. Корреспондент «Орловской городской» увидел работу жилищного контроля изнутри.
Рекордный снег
Сейчас в отделе муниципального жилищного контроля администрации города вал жалоб на протекающие крыши. В день специалист отдела посещает 57 адресов. В каждом из домов на протечки, как правило, жалуются жильцы нескольких квартир.
Обход заявителей сотрудник отдела обязательно совершает вместе с представителем управляющей компании. После посещения дома и подтверждения проблемы, на которую поступила жалоба, для управляющих компаний составляется предписание для устранения нарушений. Решить проблему должны в течение 30 дней, в противном случае УК грозит штраф. Правда, последние могут попросить продлить исполнение, если не укладываются в сроки по уважительным причинам.
На этот раз в списке домов для обхода у Александра Вячеславовича Прилепского пять многоэтажек в Советском районе между ул. Октябрьской и Горького.
– Этой зимой выпало рекордное количество снега. При этом часты перепады температуры, еще тепло дома подогревает снег снизу — вода просачивается в щели в кровле. Кроме того, снег и наледь скапливаются у краев крыши — влага стекает по стенам и через строительные швы может попасть в квартиры. Ситуация усугубляется в старых домах, где нет хорошего водостока. Бывает также, что крышу повреждают, сбивая сосульки. Уже можно предположить, что выполнить все предписания по ремонту кровли, которые выписываем мы и Жилищная инспекция, управляющим компаниям будет непросто — такой большой объем работ формируется, – объясняет Александр Прилепский.
Вечная лужа
Серьезность протечек в квартирах, которые мы посещаем, разная. В некоторых — небольшие коричневые разводы на обоях, стенах и потолке. Однако там, где эти разводы возникают, по словам хозяев, проходит электропроводка.
В одной из квартир вода капает на новый пластиковый подоконник. Совсем рядом с ним стоит новенький плазменный телевизор с широким экраном. Хозяева говорят, что капает давно. И телевизор все это время стоит на своем месте.
– В случае серьезного ущерба собственники жилья могут заказать независимую экспертизу и обратиться в суд, чтобы управляющая компания возместила ущерб от протечки. Таким образом, в любом случае УК сама заинтересована в том, чтобы устранить недостатки, – говорит специалист жилищного контроля.
В нескольких квартирах картина ужасная. В одной, явно съемной «трешке», живут две молодые семьи с детьми. В двух комнатах отошел натяжной потолок, отклеились обои, вздулся деревянный пол. В самой пострадавшей спальне больше никто не живет — семье, которая там жила, приходится ютиться в проходной комнате.
Еще в одной квартире живут пожилые супруги. Мужчина не может ходить без палочки. Повторяет, что такие протечки вредят не только имуществу, но и здоровью. На потолке большое коричневое пятно, стена в коричневосерых потеках. Видимо, течет уже давно, в доме завелась плесень, гниет деревянный пол.
В этом подъезде оказался открыт вход на крышу. Почему — отдельный вопрос к управляющей компании.
Лезем с Александром Вячеславовичем смотреть, откуда идет протечка. Точно над квартирой пожилых супругов на крыше образовалась лужа — в одном месте немного просела кровля. По краям крыши лежит снег, он понемногу тает – вода стекает в лужу, которая, видимо, пересыхает только летом и в сильные морозы. Видно вздувшееся покрытие кровли, разошедшиеся швы. Но заметно также, что это место недавно ремонтировали — делали заплатку в кровле, которая, очевидно, не помогла.
Спасение в самоорганизации
– Управляющая компания по нашим предписаниям делает только текущий ремонт. Он может не помочь или помочь ненадолго. Вода всегда найдет микрощели. Мягкую кровлю желательно капитально ремонтировать хотя бы раз в 25 лет. Решение о капитальном ремонте крыши могут принять только жильцы на общем собрании. Для этого нужно создать спецсчет капитального ремонта, и средства на восстановление можно направить оттуда. Из тех домов, где капремонт крыши прошел, заявок на протечки не поступает. Вообще, оттуда, где люди сумели организоваться, где есть домком, совет дома, жалоб почти нет. Люди принимают решения, что делать в доме в первую очередь, куда направить деньги. Бывают же дома, где один хочет поставить скамейку во дворе — пишет в жилищный контроль, другой сразу же затем просит эту скамейку убрать. Одному надо срочно сделать ремонт в подъезде, а другому — отремонтировать крышу. Мы выдаем предписания — УК приходится их выполнять, исходя из средств, имеющихся на счету дома, – рассказывает мой собеседник.
Сотрудница УК и специалист жилищного контроля подробно объясняют соседке пожилых супругов, молодой женщине, у которой тоже течет с потолка, как открывать спецсчет, как организовывать общее собрание и заочное голосование. Она внимательно слушает и записывает.
Елена Маслова