На малой сцене Орловского академического театра имени И.С. Тургенева 28 февраля состоялась премьера. Два веселых водевиля по пьесам Чехова «Медведь» и «Предложение» в одно действие разыграли три актера (12+).
В своей режиссерской работе народный артист России Петр Воробьев строго придерживался классического прочтения, слово в слово. И заряженное ружье на стене оказалось кстати.
Открылся занавес, и перед зрителями предстала огромная шкатулка, расписанная народными узорами. Коробочка раскрылась, а внутри нее бурлит и клокочет жизнь. Молодая вдова (актриса Ольга Форопонова) погружена в траур по мужу, который бывал «жесток, несправедлив и неверен». Некстати за долгом к ней обращается помещик Смирнов (актер Павел Сыромятников). Он не в духе изза кредиторов и разочарован в женском обществе: «Посмотришь на иное поэтическое созданье: кисея, эфир, полубогиня, миллион восторгов, а заглянешь в душу — обыкновеннейший крокодил!».
Что выйдет, если столкнуть нежное создание и неотесанного «медведя»? Дело принимает неожиданный оборот: кажется, соседка по имению вышла из своей меланхолии и полна решимости. Что до барина… Впрочем, не будем раскрывать сюжетной линии. Лучше прийти в театр и увидеть самому. Тем более, что актеры играют великолепно. Если Михаил Корнилов в первой пьесе немощный, ветхий стариклакей, то во второй он – франтоватый барин, полный жизни и сил. Павел Сыромятников в роли «медведя» темпераментен и энергичен, в роли же соседа Чубукова – рыхл, припадочен, склонен к обморокам.
Сам Чехов про свое «Предложение» писал: «водевильчик пошловатенький и скучноватенький, но в провинции пойдет, ставить в столицах не буду». С прогнозами он ошибся: пьесу с успехом ставили и в Москве, и в СанктПетербурге.
Фабула проста: к барышне 25 лет Наталье Степановне пришел свататься сосед Иван Ломов. До главного – предложения руки и сердца – они добраться так и не могут. Спорят, «чьи воловьи лужки?», у кого охотничья собака лучше. Чубуков Степан Степанович, помещик и папаша, тоже с явным удовольствием ввязывается в споры, чем доводит незадачливого кавалера до исступления и сердечных проблем. Впрочем, любовь и молодость торжествуют, и зритель покидает зал в хорошем приподнятом настроении.
Отдельно следует сказать о декорациях и костюмах: они исполнены на высоком уровне. Сценография спектакля принадлежит художнику Полине Мищенко. Ей удалось с помощью деталей обстановки (чего только стоит бумажная стена, через которую можно пройти насквозь) погрузить зрителей в XIX век и напомнить о нас сегодняшних.
Елена Михалькова